Точка безубыточности

Точка безубыточности – это объем продаж товаров или услуг, при котором выручка покрывает общие затраты.

Обратите внимание, что точка безубыточности это не срок окупаемости бизнеса/инвестиций.

Для чего нужно знать точку безубыточности

Расчет точки безубыточности будет полезен для:

  • Планирования производства и продаж – минимальный уровень продаж, составление плана для отдела продаж, закуп сырья и материалов, подбор персонала
  • Ценообразования – расчет различных вариантов по цене и срокам реализации товаров и услуг
  • Принятие решение об инвестировании в новый бизнес, расширение текущего бизнеса, разработка нового продукта

Особенно расчет полезен при различных кризисах, глобальных изменениях на рынке.

Как рассчитать точку безубыточности

Как правило, точку безубыточности рассчитывают в количестве продуктов или услуг и в денежном выражении

Формулы расчета точки безубыточности:

ТБ (кол-во) = Постоянные затраты/(цена на единицу товара – переменные затраты)

ТБ (деньги) = Постоянные затраты/(выручка  – переменные затраты) х выручка

  • Выручка — деньги, полученные от реализации товаров или услуг
  • Цена за единицу товара/услуги – стоимость одного товара или услуги
  • Переменные затраты – затраты непосредственно на производство товара или услуги (сдельная зарплата рабочего, себестоимость сырья/материалов)
  • Постоянные затраты – те, которые не зависят от объёма выпуска продукции (аренда помещения, окладная часть зарплаты, реклама, услуги связи, охрана и тд)

Если у вас один вид товара или услуги, то удобнее пользоваться расчетам в количественном выражении. То есть сколько товаров или услуг надо продать, чтобы покрыть все расходы.

Если же у вас большой ассортимент товаров и услуг, то лучше делать расчет в денежном выражении.

Обратите внимание, что для расчета точки безубыточно необходимо правильно рассчитать и себестоимость товаров или услуг.

Пример расчета точки безубыточности

  • Цена товара 300 000 сум
  • Себестоимость 230 000 сум
  • Аренда в месяц 17 000 000 сум
  • Аутсорсинг бухгалтерии 6 000 000 сум
  • Зарплата директора 14 000 000 сум
  • Расходы на рекламу 12 000 000 сум

В данном случае постоянные расходы (расходы, которые не зависят от объема продаж) будут равны 49 000 000 сум (17 + 6+ 14+12)

Тогда точка безубыточности равна:

ТБ = 49 000 000 / (300 000 – 230 000) = 700 единиц

То есть, чтобы покрыть все постоянные расходы и «выйти в ноль» необходимо продать 700 единиц товара.

Новости и статьи

все статьи