Точка безубыточности – это объем продаж товаров или услуг, при котором выручка покрывает общие затраты.
Обратите внимание, что точка безубыточности это не срок окупаемости бизнеса/инвестиций.
Для чего нужно знать точку безубыточности
Расчет точки безубыточности будет полезен для:
- Планирования производства и продаж – минимальный уровень продаж, составление плана для отдела продаж, закуп сырья и материалов, подбор персонала
- Ценообразования – расчет различных вариантов по цене и срокам реализации товаров и услуг
- Принятие решение об инвестировании в новый бизнес, расширение текущего бизнеса, разработка нового продукта
Особенно расчет полезен при различных кризисах, глобальных изменениях на рынке.
Как рассчитать точку безубыточности
Как правило, точку безубыточности рассчитывают в количестве продуктов или услуг и в денежном выражении
Формулы расчета точки безубыточности:
ТБ (кол-во) = Постоянные затраты/(цена на единицу товара – переменные затраты)
ТБ (деньги) = Постоянные затраты/(выручка – переменные затраты) х выручка
- Выручка — деньги, полученные от реализации товаров или услуг
- Цена за единицу товара/услуги – стоимость одного товара или услуги
- Переменные затраты – затраты непосредственно на производство товара или услуги (сдельная зарплата рабочего, себестоимость сырья/материалов)
- Постоянные затраты – те, которые не зависят от объёма выпуска продукции (аренда помещения, окладная часть зарплаты, реклама, услуги связи, охрана и тд)
Если у вас один вид товара или услуги, то удобнее пользоваться расчетам в количественном выражении. То есть сколько товаров или услуг надо продать, чтобы покрыть все расходы.
Если же у вас большой ассортимент товаров и услуг, то лучше делать расчет в денежном выражении.
Обратите внимание, что для расчета точки безубыточно необходимо правильно рассчитать и себестоимость товаров или услуг.
Пример расчета точки безубыточности
- Цена товара 300 000 сум
- Себестоимость 230 000 сум
- Аренда в месяц 17 000 000 сум
- Аутсорсинг бухгалтерии 6 000 000 сум
- Зарплата директора 14 000 000 сум
- Расходы на рекламу 12 000 000 сум
В данном случае постоянные расходы (расходы, которые не зависят от объема продаж) будут равны 49 000 000 сум (17 + 6+ 14+12)
Тогда точка безубыточности равна:
ТБ = 49 000 000 / (300 000 – 230 000) = 700 единиц
То есть, чтобы покрыть все постоянные расходы и «выйти в ноль» необходимо продать 700 единиц товара.