Что такое себестоимость
Себестоимость — один из ключевых финансовых показателей, который помогает не только считать прибыль, но и принимать правильные управленческие решения.
По сути себестоимость — это сколько денег мы потратили, чтобы создать то, что будем продавать.
Например, магазин одежды. Себестоимость товара в магазине будет состоять из таких расходов как:
- Стоимость самого товара
- Доставка товара от поставщика до склада магазина
- Потери, порча, брак в партии товара
- Зарплата и зарплатные налоги продавца
- Расходы на рекламу товаров
- Упаковка товара
В зависимости от вида деятельности состав расходов в себестоимость будет разный, главное понять, как правильно ее считать и использовать.
Для чего руководителю нужен расчет себестоимости
- Для расчета цен на товары и услуги
- Для расчета прибыли бизнеса
- Для оптимизации расходов и поиска новых решений
Ошибки при расчете себестоимости
- При ценообразовании не учитываются постоянные расходы
При расчете себестоимости многие руководители считают только переменные расходы, в то время как сумма постоянных расходов существенно меняет картину.
Переменные расходы – расходы, которые меняются на 1 единицу продукции. Например, чем больше товаров вы продаете, тем больше упаковочных пакетов вам нужно.
Постоянные расходы – расходы, которые остаются неизменными вне зависимости от объема проданных или произведенных товаров и услуг. Например, аренда магазина остается одинаковой вне зависимости продали вы 10 товаров или 10 000.
Себестоимость на основе только переменных затрат может быть минимальной, но при этом, если посчитать себестоимость с полным распределением затрат (содержание управленческого персонала, амортизации оборудования и аренды магазина).
Если управленец не будет считать полную себестоимость товаров или услуг, он не сможет правильно рассчитать цену. И соответственно может уйти в убыток.
- Неправильное распределение постоянных расходов
Если с переменными расходами все более или менее понятно, то с постоянными расходам посложнее. Как правильно распределить зарплату бухгалтера, аренду магазина, рекламу магазина в социальных сетях на все товары?
В таких случаях нужна база распределения расходов, то есть физический или расчетный показатель на основании которого можно объективно распределять дополнительные расходы.
Например, это расчет может быть в кг, тоннах, если у вас весовой товар. У вас в магазине 10 видов товаров, тогда можете распределять все постоянные расходы в процентном соотношении от количества кг или тонн каждого товара.
Или, вы можете взять за базу распределения себестоимость на основе переменных расходов. Тогда постоянные расходы будут распределены в процентном соотношении от общей суммы переменных расходов с учетом объема реализации.
Для каждого бизнеса объективной базой распределения постоянных расходов будет разной. Главное создать систему учета, где будут учтены все расходы.
Для получения более глубокого понимания вопроса рекомендую сделать расчет на основе нескольких баз распределения и тогда вы наглядно увидите насколько может различаться себестоимость одного и того же товара.