Часто люди говорят, что если бы были деньги, то они бы сумели ими управлять. Однако в реальности многие предприниматели допускают фатальные ошибки в управлении денежным потоком.
Мы собрали наиболее часто встречающиеся ошибки предпринимателей в управлении деньгами бизнеса.
Не планировать денежный поток
Чем крупнее компания, тем дальше ее горизонт планирования. Так как крупные компании понимают ценность управления денежным потоком.
Малый бизнес часто не заморачивается планированием, и как следствие, наступает ситуация, когда денег не хватает для текущих задач: закуп товара, выплата зарплаты сотрудникам, погашения расходов на аренду.
Мы рекомендуем составить план поступления и оттока денег хотя бы на 12 месяцев. Такой план позволит увидеть, когда кончатся деньги, в какой момент необходимо начать подготовку документов для получения кредита.
Поставить в приоритет работу с 1-2 крупными клиентами
Наверняка все слышали поговорку про яйца и одну корзину.
Ваш бизнес не должен зависеть от 1-2 крупных клиентов, так как:
- Клиент будет диктовать условия работы и ее оплаты
- Уход клиента или задержка при выплате может привести к краху вашего бизнеса
- Более мелкие клиенты могут уйти к вашим конкурентам и не будут поддерживать ваш денежный поток в период между оплатами крупных клиентов
Вкладывать все деньги в товар
В компании отток денег должен быть сбалансированным: часть денег в товаре, часть свободных денег в кассе/на счетах для текущих операций (зарплата, аренда), часть денег направлена в долгосрочные инвестиции (оборудование, разработка новых направлений).
Бывают ситуации, когда возникает соблазн вложить все деньги в одно из направлений, чаще всего в товар. Например, если вам предложили хорошую скидку на товар. Прежде чем принимать решение, посмотрите в ваш план денежных потоков:
- Как быстро вы сможете продать товар, не залежится ли он у вас на годы
- Сколько денег останется на другие операции, хватит ли денег на выплату зарплаты
Не проработать финансовую политику компании
Финансовая политика компании включает в себя целый свод других политик: учетная, налоговая, управления рисками и тд.
Для малого бизнеса в финансовую политику можно начать с базовых правил, которые позволят принимать правильные решения:
- Минимальный размер свободных денежных средств. Какая сумма или % от оборота всегда должен быть на счету для форс-мажорных операций
- Работа с дебиторской задолженностью. Допустимый размер дебиторской задолженности, процедуры для закрытия задолженностей
- Работа с поставщиками. Процедуры по проверке надежности поставщиков, % предоплаты новым и старым поставщикам
Базовые правила позволят вам принимать решения правильно и быстро.
Бесплатно пользоваться деньгами владельца бизнеса
На старте бизнеса вполне допустима ситуация, когда владелец бизнеса вливает личные деньги в поток компании.
Однако, если часто встречаются ситуации, когда:
- Владелец боится забирать дивиденды, чтобы компания не просела
- Владелец постоянно дает в долг компании, и потом не может забрать деньги
Цель любого бизнеса – приносить прибыль владельцу.
Если бизнес не справляется с генерированием денежного потока, нужно искать причину и устранить ее. Как правило это:
- Неправильная финансовая политика. Необходимо проанализировать куда уходят деньги или откуда несвоевременно они приходят, доработать правила финансовой политики
- Отсутствие дисциплины. Бизнес привык использовать беспроцентные кредиты владельца. В этом случае рекомендуем брать кредиты в банке, это повысит ответственность и дисциплину
- Бизнес умирает. В этом случае рекомендуем проанализировать возможность его реанимации. И если ее нет – закрыть бизнес пока не поздно.
Управление корпоративными финансами – это навык, который может наработать каждый владелец и управленец бизнеса. Или всегда можно нанять хорошего специалиста, которые поможет вам с расчетами и принятием решений.