Ошибки предпринимателей в управлении деньгами

Часто люди говорят, что если бы были деньги, то они бы сумели ими управлять. Однако в реальности многие предприниматели допускают фатальные ошибки в управлении денежным потоком.

Мы собрали наиболее часто встречающиеся ошибки предпринимателей в управлении деньгами бизнеса.

Не планировать денежный поток

Чем крупнее компания, тем дальше ее горизонт планирования. Так как крупные компании понимают ценность управления денежным потоком.

Малый бизнес часто не заморачивается планированием, и как следствие, наступает ситуация, когда денег не хватает для текущих задач: закуп товара, выплата зарплаты сотрудникам, погашения расходов на аренду.

Мы рекомендуем составить план поступления и оттока денег хотя бы на 12 месяцев. Такой план позволит увидеть, когда кончатся деньги, в какой момент необходимо начать подготовку документов для получения кредита.

Поставить в приоритет работу с 1-2 крупными клиентами

Наверняка все слышали поговорку про яйца и одну корзину.

Ваш бизнес не должен зависеть от 1-2 крупных клиентов, так как:

  • Клиент будет диктовать условия работы и ее оплаты
  • Уход клиента или задержка при выплате может привести к краху вашего бизнеса
  • Более мелкие клиенты могут уйти к вашим конкурентам и не будут поддерживать ваш денежный поток в период между оплатами крупных клиентов

Вкладывать все деньги в товар

В компании отток денег должен быть сбалансированным: часть денег в товаре, часть свободных денег в кассе/на счетах для текущих операций (зарплата, аренда), часть денег направлена в долгосрочные инвестиции (оборудование, разработка новых направлений).

Бывают ситуации, когда возникает соблазн вложить все деньги в одно из направлений, чаще всего в товар. Например, если вам предложили хорошую скидку на товар. Прежде чем принимать решение, посмотрите в ваш план денежных потоков:

  • Как быстро вы сможете продать товар, не залежится ли он у вас на годы
  • Сколько денег останется на другие операции, хватит ли денег на выплату зарплаты

Не проработать финансовую политику компании

Финансовая политика компании включает в себя целый свод других политик: учетная, налоговая, управления рисками и тд.

Для малого бизнеса в финансовую политику можно начать с базовых правил, которые позволят принимать правильные решения:

  • Минимальный размер свободных денежных средств. Какая сумма или % от оборота всегда должен быть на счету для форс-мажорных операций
  • Работа с дебиторской задолженностью. Допустимый размер дебиторской задолженности, процедуры для закрытия задолженностей
  • Работа с поставщиками. Процедуры по проверке надежности поставщиков, % предоплаты новым и старым поставщикам

Базовые правила позволят вам принимать решения правильно и быстро.

Бесплатно пользоваться деньгами владельца бизнеса

На старте бизнеса вполне допустима ситуация, когда владелец бизнеса вливает личные деньги в поток компании.

Однако, если часто встречаются ситуации, когда:

  • Владелец боится забирать дивиденды, чтобы компания не просела
  • Владелец постоянно дает в долг компании, и потом не может забрать деньги

Цель любого бизнеса – приносить прибыль владельцу.

Если бизнес не справляется с генерированием денежного потока, нужно искать причину и устранить ее. Как правило это:

  • Неправильная финансовая политика. Необходимо проанализировать куда уходят деньги или откуда несвоевременно они приходят, доработать правила финансовой политики
  • Отсутствие дисциплины. Бизнес привык использовать беспроцентные кредиты владельца. В этом случае рекомендуем брать кредиты в банке, это повысит ответственность и дисциплину
  • Бизнес умирает. В этом случае рекомендуем проанализировать возможность его реанимации. И если ее нет – закрыть бизнес пока не поздно.

Управление корпоративными финансами – это навык, который может наработать каждый владелец и управленец бизнеса. Или всегда можно нанять хорошего специалиста, которые поможет вам с расчетами и принятием решений.

Новости и статьи

все статьи