Временный директор: риски

За последние несколько лет в Узбекистане открывается много компаний с участием иностранного капитала, а иногда это и на 100% иностранные компании.

Часто иностранные физические лица планируют самостоятельно управлять компанией, но для этого им необходимо получить разрешение на работу. Процедура по получению разрешения в среднем занимает от двух недель до двух месяцев. При этом разрешение можно получить только от действующей компании.

И таким образом, когда открывается новая иностранная компания, нужен временный директор, на время пока иностранец-директор получит разрешение на работу.

Насколько безопасна такая ситуация для компании и временного директора?

В соответствие с Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» №310-II от 06.12.2001г в ООО может быть единоличный исполнительный орган (директор) или коллегиальный исполнительный орган (дирекция, правление и тд).

В большинстве случаев в ООО единоличный исполнительный орган – директор.

В полномочия директора в соответствие со статей 39 Закона «Об ООО» включается:

  • действует без доверенности от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности на право представительства от имени общества;
  • заключает и прекращает трудовые договоры с работниками общества, применяет к ним меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания;
  • осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Законом и уставом общества к компетенции общего собрания участников общества и наблюдательного совета общества.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

То есть все полномочия, функциональные обязанности в основном оговариваются в трудовом договоре и внутренних инструкциях компании.

Также в соответствие со статьей 11 Закона «О бухгалтерском учете» №279-I от 30.08.1996г: Организацию бухгалтерского учета и отчетности осуществляет руководитель субъекта бухгалтерского учета.

То есть ответственность за ведение учета и отчетности, соответственно и за расчет налогов лежит на директоре компании.

Для минимизации рисков рекомендуем обратить внимание на следующие аспекты сотрудничества.

Риски для компании

Основными рисками для компании можно назвать:

  • Полномочия директора. В трудовом договоре и должностных инструкциях рекомендуем указать полномочия директора, чтобы в случае спорных вопросов в суде легко можно было доказать неправомерность действий директора. Например, директор может без согласования продавать активы на сумму не более 10 млн сум.
  • Сохранность активов. На период работы временного директора не вносить существенные активы, не держать большие суммы на счетах.

В нашей практике был случай:

иностранная компания наняла временного директора. Директор без уведомления учредителей уволил главного бухгалтера, снял деньги со счета и не отвечал на звонки учредителей. Иностранные учредители в срочном порядке приехали и начали искать директора. Его нашли, но, к сожалению, деньги он уже потратил.

Основными рисками для временного директора можно назвать:

  • Ответственность за хозяйственные операции. Вникать во все операции, которые проходят во время его трудового договора, знакомиться с документами (договора, приказы, платежи) до их подписания. Внимательно читать трудовой договор, должные инструкции и прочие регламентные документы.
  • Документооборот. После окончания трудового договора в письменном виде составить акт приема-передачи документов новому директору.

Новости и статьи

все статьи