Виды налоговых проверок

В соответствие со статьей 136 Налогового Кодекса РУз (далее по тексту – НК) налоговые органы осуществляют налоговый контроль в форме:

  • налоговых проверок;
  • налогового мониторинга.

Таможенные органы осуществляют налоговый контроль в пределах своей компетенции в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РУз.

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок:

  • камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основе анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, финансовой отчетности, а также других документов и сведений о его деятельности, имеющихся у налогового органа.

До начала проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы могут проводить предпроверочный анализ. Предпроверочный анализ – автоматизированный анализ представленной налоговой отчетности и другой информации о деятельности налогоплательщика, проводимый налоговыми органами с использованием информационных систем, без участия налогоплательщика. Предпроверочный анализ проводится без приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Если в ходе предпроверочного анализа налоговым органом выявлены расхождения и (или) ошибки в представленной налоговой отчетности со сведениями, имеющимися у налогового органа, налогоплательщику через персональный кабинет налогоплательщика направляется уведомление о внесении соответствующих исправлений в налоговую отчетность.

Налогоплательщик обязан в десятидневный срок со дня получения уведомления о внесении соответствующих исправлений представить уточненную налоговую отчетность либо обоснование выявленных расхождений. Невыполнение такой обязанности является основанием для назначения налоговым органом камеральной налоговой проверки у налогоплательщика

Камеральная налоговая проверка проводится на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В приказе указываются наименование и идентификационный номер налогоплательщика, фамилии, имена, отчества и должности проверяющих лиц, сроки проведения проверки, проверяемый период, виды проверяемых налогов и сборов.

Камеральная налоговая проверка может проводиться в отношении налоговых периодов, по которым не истек срок исковой давности (5 лет).

В ходе камеральной налоговой проверки в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, налоговый орган может запрашивать у налогоплательщика (налогового агента, третьего лица) учетные документы, пояснения к представленной налоговой отчетности и учетным документам, а также иную информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены налоговому органу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса. Срок представления запрашиваемых документов может быть продлен налоговым органом по заявлению налогоплательщика, в котором указаны причины и необходимые сроки для их представления.

Если налогоплательщик до окончания камеральной налоговой проверки представит уточненную налоговую отчетность, в которой изменена сумма исчисленного налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом представленной уточненной налоговой отчетности.

Если по итогам проведенной камеральной налоговой проверки выявлены расхождения и (или) ошибки в представленной налоговой отчетности, налоговый орган направляет налогоплательщику требование о внесении исправлений в налоговую отчетность.

Дата направления требования о внесении исправлений в налоговую отчетность считается датой завершения камеральной налоговой проверки. Камеральная налоговая проверка считается также завершенной, если по итогам изучения и анализа не выявлены расхождения и (или) ошибки.

Налогоплательщик обязан в течение пяти дней со дня получения требования о внесении исправлений представить уточненную налоговую отчетность по соответствующим налогам и сборам либо обоснование выявленных расхождений с представлением подтверждающих документов.

Налогоплательщик в качестве обоснования выявленных расхождений вправе представить заключение организации налоговых консультантов.

Представленные обоснования налогоплательщика рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение пятнадцати дней со дня получения соответствующих документов (обоснований).

При полном или частичном согласии с представленными обоснованиями выявленных расхождений налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление об отмене ранее направленного требования либо уточненное требование о внесении исправлений в налоговую отчетность.

Если налогоплательщик не представил уточненную налоговую отчетность (в том числе после уточненного требования) либо не представил обоснования выявленных расхождений или представленные им обоснования признаны недостаточными, налоговый орган вправе назначить налоговый аудит налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка не проводится за налоговый (отчетный) период, если за этот период проводится налоговый мониторинг. Указанное правило не применяется при досрочном прекращении налогового мониторинга.

По итогам камеральной налоговой проверки в отношении возмещения сумм налога на добавленную стоимость налоговые органы выносят решение о возмещении им суммы либо мотивированное решение об отказе (полном или частичном) в их возмещении.

  • выездная налоговая проверка

Выездной налоговой проверкой является проверка исполнения отдельных обязанностей налогоплательщиков в сфере исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

При выездной налоговой проверке проводится анализ учетной документации, движения товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также другой информации, связанной с деятельностью налогоплательщика.

При проведении выездных налоговых проверок налоговые органы вправе осуществлять профилактические мероприятия и хронометражное обследование, проводить проверку применения контрольно-кассовой техники и платежных терминалов и другие мероприятия налогового контроля.

Выездная налоговая проверка проводится на основе приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В приказе указываются наименование налогоплательщика, фамилии, имена, отчества и должности проверяющих лиц, сроки и цель проведения проверки.

Выездная налоговая проверка проводится в срок не более десяти дней.

Началом срока проведения выездной налоговой проверки считается дата, указанная в приказе о ее назначении.

Завершением срока выездной налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки.

  • налоговый аудит

Налоговым аудитом является проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период.

Налоговый аудит проводится в отношении налогоплательщика (налогового агента), относящегося к категории налогоплательщиков (налоговых агентов) с высокой степенью риска.

Налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения налогового аудита направляют налогоплательщику извещение о проведении налогового аудита.

В извещении указываются дата начала налогового аудита, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, а также другие данные, необходимые для проведения налогового аудита.

Налоговый орган по согласованию с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан вправе начать налоговый аудит без предварительного извещения налогоплательщика, если имеются признаки уклонения от уплаты налогов.

Налоговый аудит лиц, отнесенных к категории крупных налогоплательщиков, осуществляется Межрегиональной государственной налоговой инспекцией по крупным налогоплательщикам на основании приказа начальника инспекции (заместителя начальника инспекции).

К участию в налоговом аудите могут быть привлечены должностные лица других налоговых органов.

В приказе руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении налогового аудита указываются наименование и идентификационный номер проверяемого налогоплательщика, фамилии, имена, отчества и должности проверяющих лиц, сроки и цель проведения налогового аудита.

Приказом руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении налогового аудита также утверждается программа его проведения.

Налоговым аудитом может быть охвачен только период, следующий за последним налоговым аудитом, по которому не истек срок исковой давности.

При добровольной ликвидации налогоплательщика налоговым аудитом может быть охвачено не более трех лет деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

В период проведения налогового аудита не допускается внесение налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую отчетность проверяемого периода.

Налоговый аудит не может продолжаться более тридцати дней. Срок проведения налогового аудита начинается в день вручения налогоплательщику (налоговому агенту) приказа о назначении налогового аудита. Срок проведения налогового аудита может быть продлен до двух месяцев, а в исключительных случаях – до трех месяцев.

Новости и статьи

все статьи