Как научиться делегировать

Большинство компаний в Узбекистане все еще находятся на «ручном управлении». То есть руководитель вынужден постоянно вносить корректировки в бизнес процессы, лично вмешиваться в деятельность компании.

Как правило, наличие ручного управления означает неэффективную работу бизнес процессов и блокирует развитие и рост компании.

Один из факторов почему ручное управление используется повсеместно – неумение руководителя делегировать задачи. Потому что при создании бизнес процессов необходимо делегировать задачи и полномочия.

Существует несколько стереотипов мышления, которые не позволяют научиться делегировать:

  • Страх совершить ошибку

Один из самых сильных страхов в нашем обществе – совершить ошибку, показаться глупым. Да, действительно, все ошибаются, и ничего глобально страшного не происходит. Если ваш сотрудник/начальник отдела совершит ошибку – нужно помочь ему исправить ее, а после написать инструкции, чтобы такие ситуации не повторялись. То есть должностные инструкции, скрипты, рабочие инструкции – не только описание к бизнес процессу, но и гарантия безопасности.

  • Легче и быстрее сделать самому

Да, действительно легче и быстрее, но что если у вас сотни задач? Вы физически не успеете их сделать, а если и успеете, то при условии работы 24/7.

  • Никому нельзя доверять

Да, действительно безоговорочно доверять каждому человеку нельзя. Но и без доверия невозможно построить полноценно работающую компанию. Многие HR специалисты рекомендуют подбирать команду, основываясь больше не на компетенциях, а на ценностных установках сотрудников.

Понятно, что нельзя прийти в понедельник на работу и сказать: все, я делегирую вам задачи, доверяю вам полностью, и уехать в отпуск.

Навык делегирование – нужно оттачивать, а сам процесс проводить постепенно.

5 этапов делегирования:

  1. Обсудить с сотрудником задачу. Описать ожидаемый результат в конкретных измеримых показателях, сроки выполнения, полномочия сотрудника. Желательно резюме встречи записать, чтобы избежать недоразумений, а также для анализа выполнения задачи.
  2. После обсуждения сотрудник приступает в выполнению задачи. Необходимо, чтобы у него были все требуемые ресурсы: время, деньги, консультации. А также важно дать ему возможность сделать работу самостоятельно, без излишнего назойливого контроля.
  3. Не забудьте о моральной и материальной мотивации. Сотруднику важно знать для чего ему предлагают больше ответственности, насколько нужными будет его работа и конечный результат.
  4. После выполнения задания для сотрудника очень важно получить обратную связь. Если задание выполнено хорошо – похвалу, бонусы. Если задание выполнено не так, как хотелось бы, — получить конструктивную критику: что именно не так, какие критерии не были выполнены, что можно в следующий раз исправить.
  5. И самый сложный пункт – пресекать откаты назад. Многие руководители ломаются именно в этот момент. Если сотрудник справился плохо – всегда есть желание вернуть все как было и доделать самому. Часто и сотрудники пытаются вернуть новые задачи руководителю.

Навыки делегирования, как и любые другие навыки, развиваются с опытом, на практике, от простого к сложному. Поэтому не расстраивайтесь и не бросайте после 2-3 неудачных попыток. Просто продолжайте работать над этим и со временем вы получите дивиденды в виде:

  • Команду, которая может справиться с любыми задачами. Атмосферу доверия между руководителем и сотрудниками;
  • У вас освободиться очень много времени для решения стратегических задач, отдыха и семьи.

Новости и статьи

все статьи