Как проходит хронометражное обследование

Ранее мы писали о процедуре проведения хронометража. На основании Положения «О порядке проведения хронометражного обследования выручки от реализации товаров (работ, услуг) и исчисления налогов с суммы заниженной выручки» определен новый порядок его проведения.
Что такое хронометражное обследование
Хронометражное обследование (далее по тексту – хронометраж) — форма налогового контроля. Обследование проводится с целью определить фактический объемов реализации товаров (работ, услуг), сумм денежной выручки, объемов производства.
Обратите внимание:
Хронометраж не считается налоговой проверкой;
В ходе хронометража не допускается истребование у налогоплательщика учетной документации, предъявление к налогоплательщику требований либо иным образом вмешательство в деятельность налогоплательщика. За исключением получения объяснений от налогоплательщика, а также снятия данных за период проведения хронометража, хранящихся в контрольно-кассовых машинах и платежных терминалах.
Кто может участвовать в хронометражном обследовании
Участниками хронометражного обследования могут быть должностные лица органов государственной налоговой службы (далее по тексту — ГНС), налогоплательщик и его представители. Привлечение к проведению хронометража других лиц, в том числе экспертов, не допускается.
Результаты хронометражного обследования
Результаты хронометража используются для формирования и ведения базы данных об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, а также анализа достоверности предоставляемых отчетов и исчисленных сумм налогов и других обязательных платежей.
ГНС производят сопоставление данных о выручке от реализации товаров (работ, услуг), отраженных в представленной налогоплательщиком налоговой отчетности за период, в котором проводилось хронометражное обследование, с данными о выручке от реализации товаров (работ, услуг), полученными в ходе хронометража, с учетом особенностей деятельности налогоплательщика и сезонных факторов.
На основании справок, оформленных по итогам хронометража , после представления налогоплательщиком налогового отчета за период проведения хронометража проводится камеральный контроль.
При выявлении расхождений в представленных налоговых отчетах, относящихся к периоду проведения хронометражного обследования, налоги и другие обязательные платежи исчисляются следующим образом:
ЕНП = (ХДВ х РД) х СН — единый налоговый платеж;
НДС = (ХДВ х РД) — ОВ х СН — налог на добавленную стоимость;
НП =((ХДВ х РД) х УР) — ОВ х СН — налог на прибыль юридических лиц;
АН = (ХДВ х РД) — ОВ х СН — акцизный налог;
НН = (ХДВ х РД) — ОВ х СН — налог за пользование недрами.
При этом:
ХДВ — средняя дневная выручка, установленная по итогам хронометражного обследования;
РД — количество рабочих дней за отчетный период, установленное в период хронометражного обследования;
ОВ — реализация товаров (работ, услуг), отраженная в отчете налогоплательщика;
СН — ставка налога;
УР — уровень рентабельности (за прошедший отчетный период).
Если в представленной налоговой отчетности за период, в котором проводилось хронометражное обследование, выявляются признаки занижения выручки от реализации товаров (работ, услуг), ГНС направляют налогоплательщику требование в порядке, предусмотренном статьей 70 Налогового кодекса (камеральный контроль).
При повторном выявлении у налогоплательщика занижения выручки от реализации товаров (работ услуг) эти действия квалифицируются как уклонение от уплаты налогов и применяются соответствующие меры в порядке, установленном законодательством.
Почему назначают хронометражное обследование
Основанием для назначения хронометража является наличие сомнений в достоверности предоставленной налогоплательщиком информации.
Список налогоплательщиков, подлежащих хронометражному обследованию, формируется на основании следующих критериев:
сомнительные сведения, касающиеся занижения объемов производства и выручки от реализации товаров (работ, услуг);
исходя из анализа сведений, представленных министерствами и ведомствами (внешний источник);
серьезная разница в сведениях о среднедневной выручке нескольких субъектов, расположенных на одной территории (вблизи на одной улице, рынке и торговом комплексе, в махалле), имеющих схожие виды деятельности, объем реализации;
сведения о высокой разнице дневной выручки от реализации товаров (работ, услуг) по наличным средствам и платежным терминалам;
сведения о резком снижении выручки от реализации товаров (работ, услуг) по сравнению с прошлыми периодами и о неполной сдаче торговой выручки в кассы банка;
сведения о непробивании чеков онлайн контрольно-кассовыми машинами на протяжении не менее двух-трех часов в течение рабочего дня с учетом особенностей деятельности налогоплательщика, режима работы и сезонных факторов;
сведения о снижении более чем на 50 процентов выручки от реализации товаров (работ, услуг) в периоды после проведения хронометражного обследования по сравнению с выручкой, установленной в ходе хронометражного обследования;
сведения о разнице между среднемесячной выручкой и объемом товаров, оприходованных посредством электронных счет-фактур.
Как проходит процедура хронометражного обследования
Хронометраж проводится путем наблюдения и фиксирования должностными лицами ГНС у налогоплательщика, непосредственно в месте реализации товаров (работ, услуг), в цехах производства продукции, а также в местах выполнения работ и оказания услуг и других местах, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения.
Хронометраж проводится в срок, не превышающий семи календарных дней подряд, исходя из режима работы, определенного налогоплательщиком, и вида его деятельности. В случае совпадения срока проведения хронометражного обследования с выходными днями, срок, пропущенный за счет выходных дней, исчисляется со следующего рабочего дня.
Хронометраж проводится без приостановления деятельности налогоплательщика с полным охватом дневного рабочего режима, одновременно на всех объектах независимо от места расположения.
ГНС за три дня до начала хронометража направляет письменное извещение.
Хронометраж проводится без создания помех налогоплательщику и его работникам в следующих местах:
в сфере розничной и оптовой торговли — непосредственно в местах, предназначенных для реализации товаров и осуществления расчетов с клиентами (вблизи кассы);
в сфере общественного питания — непосредственно в местах приготовления блюд, раздачи блюд клиентам и местах осуществления расчетов с клиентами;
в сфере оказания услуг — непосредственно в местах оказания услуг и осуществления расчетов с клиентами;
в сфере производства — непосредственно в цехах производства продукции и на складах распространения продукции, а также в местах осуществления расчетов с клиентами;
в других сферах — в местах, используемых для извлечения налогоплательщиком доходов либо связанных с хранением объектов налогообложения.
Хронометраж проводится в следующем порядке:
а) в сфере розничной торговли, общественного питания и оказания услуг:
сопоставление имеющегося в кассе налогоплательщика остатка наличных денежных средств с «Х» отчетом контрольно-кассовой машины и обеспечение внесения суммы положительной разницы в память контрольно-кассовой машины;
определение фактического объема реализованных товаров и услуг, а также наблюдение и фиксирование дневной денежной выручки;
выведение по итогам хронометражного обследования «Z» отчета контрольно-кассовой машины и приложение его к справке;
по итогам хронометражного обследования внесение в память контрольно-кассовой машины положительной разницы между имеющейся в кассе дневной денежной выручкой и выручкой по регистрационному листу;
б) в сфере производства:
установление себестоимости и продажной стоимости, объема производимой продукции, количества готовой продукции на складах;
фиксирование посредством измерительных приборов объема природных ресурсов (газ, электроэнергия, вода, горюче-смазочные материалы), расходуемых на производственные мощности;
регистрация объема товарного сырья, расходуемого на производство;
определение количества производственного оборудования и его мощности;
определение количества работников и формирование их списка;
определение вида и количества производимой продукции;
определение методов и процесса реализации производимой продукции.