Разработка учетной политики и документооборота

учетная политика

Роль учетной политики в организации всего учетного процесса огромна. Действующие законодательство в ряде случаев допускает выбор одного из нескольких способов организации учета, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно.

В качестве «классического» примера можно привести выбор метода начисления амортизации.

От выбранного метода зависит не только себестоимость произведенной продукции, но также и налогообложение при расчете налога на прибыль.

В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций:

  • Учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании – правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Особенно это актуально для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом  организации унифицированного учета.

 

  • Грамотно сформированная учетная политика – весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.

 

  • Учетная политика – мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации.

 

Учетная политика – это комплексный документ, он включает в себя:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

 

  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

 

  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

 

  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета;

 

  • формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.

 

Ежегодно при утверждении учетной политики на очередной финансовый год главный бухгалтер или руководитель отслеживает изменения, произошедшие в действующих нормативно-правовых актах, влияющие на порядок ведения учета и, соответственно, на содержание учетной политики.

В соответствие с Национальным стандартом бухгалтерского учета (НСБУ) №1 «Учетная политика и финансовая отчетность» ответственность за составление учетной политике лежит на руководителе предприятия.