Как пользоваться информацией из финансовой отчетности. Часть II

финансовая отчетность

В первой части мы в общих чертах обсудили финансовую отчетность. В этой части рассмотрим 3 основных отчета.

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс показывает состояние активов и пассивов предприятия на отчетную дату, как правило, это начало и конец года.

Активы – это все, что есть на предприятии: здания, оборудования, материалы, долги клиентов, денежные средства на счетах.

Пассивы – указывают на то, с помощью чего были получены активы: взносы в уставной фонд, кредиты, задолженности поставщикам или персоналу, нераспределенная прибыль.

Ежегодное составление баланса нужно для того, чтобы отслеживать изменения состояния активов и пассивов, исследовать причины существенных изменений и при необходимости принимать меры.

Например,

Можно сравнить размер остаток по материалам, готовой продукции и товаров на начало и конец года. Если выявите затоваренность склада – проанализировать причины.

Можно сравнить изменение стоимости основных средств. Если сумма увеличилась – выяснить за счет каких средств: собственных или заемных.

На основе данных бухгалтерского баланса рассчитываются многие финансовые коэффициенты. Например,

Ликвидность активов – насколько быстро вы можете перевести свои активы в деньги;

Коэффициент устойчивости – насколько предприятие зависимо от заемных средств.

Эти коэффициенты помогут вам получить еще больше информации о финансовом состоянии вашего бизнеса.

Отчет о финансовых результатах

Отчет о финансовых результатах показывает структуру доходов и расходов предприятия. В отчете представлены данные за текущий и прошлый год, для возможности сравнения.

Данные указаны в логической последовательности:

Доходы и расходы от основной деятельности – основное направление деятельности вашей компании;

Доходы и расходы по прочей деятельности – другие виды деятельности, разовые операции, такие как продажа основных средств или безвозмездно полученное имущество;

Доходы и расходы по финансовой деятельности – дивиденды и проценты, курсовые разницы;

Чрезвычайные прибыли и убытки – форс-мажоры: пожары, наводнения.

Какой анализ можно провести

От какой деятельности вы получаете максимальный доход;

Анализ по статьям расходов. Какие расходы выше: себестоимость или содержание управленческого персонала, а может быть расходы на рекламу?

Сравнение с прошлыми периодами: насколько выросли доходы и снизились ли расходы, изменилась ли сама структура.

Обратите внимание: в отчете о финансовых результатах указана итоговая прибыль или убыток текущего года. А в бухгалтерском балансе итоговая сумма прибыли или убытка считается с нарастающим итого за все периоды.

Отчет о денежных потоках

Отчет о денежных потоках показывает движение денежных средств в течении года.

На первый взгляд отчет о финансовых результатах и отчет о денежных потоках очень похожи. Однако эти отчеты рассказывают о разных сторонах финансового состояния компании.

Отчет о финансовых результатах показывает какие доходы и расходы были в отчетном периоде, в то время как отчет о денежных потоках показывает сколько фактические у вас было денег и на что их потратили.

Например, в декабре 2017г вы продали партию товара за 100 сум, предоплата была в размере 15 сум. Оставшуюся часть клиент оплатит в январе 2018г.

В отчете о финансовых результатах 2017г вы покажете доход 100 сум, а в отчете о денежных потоках предоплату только 15 сум.

Обычно движение денежных средств рассматривают в трех направлениях:

Операционная деятельность

Приток денег по текущей деятельности: оплата от клиентов;

Отток денег на текущую работу предприятия: покупка сырья и материалов, выплата зарплаты, оплата за аренду и коммунальные услуги;

Инвестиционная деятельность

Приток денежных средств от продажи долгосрочных активов: оборудование, помещение, поступление по кредитам и займам;

Отток на приобретение долгосрочных активов для производства или оказания услуг. Например, приобретение оборудования, транспортных средств, программного обеспечения.

Финансовая деятельность

Приток от продажи собственных акций, долей;

Отток на покупку собственных акций, долей.

Данные из этого отчета помогут управленцу планировать денежные потоки на последующие периоды. Правильное планирование денежных потоков позволяют предприятию:

уменьшить расходы по закупкам, так как можно покупать запасы вне сезон или получить скидку при оптовой закупке;

избежать штрафных санкций по своевременной оплате налогов и отчислений;

обеспечить бесперебойную работу всех отделов.

Для управленцев нет необходимости в умении составлять отчетность, важно уметь правильно использовать ее данные.

Надеемся, что наша статья была полезной и поможет вам эффективнее использовать возможности финансовой отчетности.

25.12.2017