Налоговый аудит

Tax-Helping-Hand

В июне 2020г Налоговый комитет зарегистрировал Положение «О проведении налогового аудита» (МЮ 3251 от 30.06.2020г).

Налоговый аудит до 1 января 2022 года проводится с уведомлением Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства о назначении налогового аудита.

Начиная с 1 января 2022 года налоговый аудит проводится посредством Единой системы электронной регистрации проверок на основании Временного положения о порядке согласования и проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов предпринимательства по согласованию с Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства после заполнения «Книги регистрации проверок».

Что такое налоговый аудит

Проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов налогоплательщиком за определенный период путем изучения и сопоставления его бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов.

Какой период проверяют

Налоговым аудитом может быть охвачен только период, следующий за последним налоговым аудитом, по которому не истек срок исковой давности – 5 лет.

Налоговые органы не вправе проводить более одного налогового аудита налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением случаев выявления новых обстоятельств, которые не были известны налоговому органу при проведении налогового аудита. В случае выявления новых обстоятельств налоговый орган вправе назначить повторный налоговый аудит.

Во время проведения налогового аудита к новым обстоятельствам, которые не были известны налоговому органу, относятся уклонение от уплаты налогов, а также представление налогоплательщиком уточненной налоговой отчетности, предусматривающей уменьшение суммы налогов и сборов за периоды проведения налогового аудита.

Срок проведения проверки

Срок проведения налогового аудита составляет тридцать рабочих дней.

Срок проведения налогового аудита может быть продлен до двух месяцев, а в исключительных случаях — до трех месяцев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Срок проведения налогового аудита может продлеваться:

при непредставлении истребованных документов (информации) в течение пяти рабочих дней (продление допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы);

для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Республики Узбекистан;

для проведения экспертизы;

для перевода документов, представленных на иностранном языке (переведенные на государственный язык оригиналы документов либо их нотариально удостоверенные копии);

при недостаточности срока, указанного в приказе о проведении налогового аудита, по причине большого объема документов, подлежащих изучению в ходе налогового аудита;

для восстановления испорченных документов и электронных носителей информации, связанных с исчислением налогов и сборов;

для получения мнения специалиста;

для привлечения специалиста.

Общий срок налогового аудита не может превышать шести месяцев.

У кого проводят налоговый аудит

у налогоплательщиков, относящихся к категории налогоплательщиков с высокой степенью риска (налоговая опасность), установленных посредством автоматической информационной системы анализа опасности (программный продукт «Риск-анализ») налогового органа;

у налогоплательщиков, относящихся к категории налогоплательщиков с высокой степенью риска (налоговая опасность), не представивших уточненную налоговую отчетность в ответ на требование налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки (в том числе после уточненного требования), не представивших обоснований выявленных расхождений либо если представленные обоснования признаны недостаточными;

у добровольно ликвидируемых налогоплательщиков;

у налогоплательщиков, в отношении которых возбуждено уголовное дело;

у налогоплательщиков, в отношении которых выявлены новые обстоятельства, неизвестные налоговому органу во время ранее проведенного налогового аудита.

Как узнать о проверке

О проведении налогового аудита предварительно извещают, за 30 календарных дней до начала проверки в персональном кабинете или заказным письмом.

Кроме случаев, когда имеются признаки уклонения от уплаты налогов. В этом проверка начинается без предварительного извещения налогоплательщика.

Признаки уклонения от уплаты налогов определяются на основании статьи 223 Налогового кодекса «Сокрытие (занижение) налоговой базы»

В целях настоящей статьи сокрытием (занижением) налоговой базы признается:

неотражение в регистрах учета суммы доходов от реализации товаров (услуг);

перевозка грузов без оформления товарно-сопроводительных документов либо по подложным документам;

отсутствие на складе или в месте реализации товаров, числящихся в учете как нереализованные;

хранение, использование и реализация неоформленных (неоприходованных) товаров;

подмена, подделка или уничтожение документов, свидетельствующих о факте реализации товаров (услуг);

использование фальшивых первичных бухгалтерских документов;

незаконное внесение изменений в программу обслуживания фискальной памяти контрольно-кассовой техники;

включение в отчетность производства неиспользованных материальных затрат, как использованных;

перенос выручки от реализации товаров (услуг) на следующий за отчетным период (умышленное занижение объема реализации и дохода (прибыли));

искусственное завышение (лимитов) расходования материальных, топливно-энергетических ресурсов и нормы амортизации (износа) или неправильное применение нормативов;

неотражение в налоговой отчетности фактической суммы заработной платы работников, которые состоят в трудовых отношениях с работодателем;

неотражение в налоговой отчетности работников, осуществляющих трудовую деятельность;

отражение стоимости реализованных товаров в учетных документах по заниженным ценам, чем их фактическая стоимость реализации.

Процедура проведения проверки

Налоговый аудит осуществляется:

государственными налоговыми управлениями Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента — у налогоплательщиков, зарегистрированных в качестве налогоплательщика на подведомственной территории;

Межрегиональной государственной налоговой инспекцией по крупным налогоплательщикам — у крупных налогоплательщиков;

Государственным налоговым комитетом — у налогоплательщиков, относящихся к категории налогоплательщиков с высокой степенью риска (налоговая опасность).

К участию в налоговом аудите могут быть привлечены должностные лица других налоговых органов.

В приказе о проведении налогового аудита указываются:

основания для проведения налогового аудита;

наименование и идентификационный номер налогоплательщика;

фамилии, имена, отчества и должности лиц, проводящих налоговый аудит;

срок проведения налогового аудита;

цель налогового аудита (все налоги и сборы или отдельные виды налогов за проверяемый налоговый период).

До начала налогового аудита лицо, проводящее налоговый аудит, должно:

предъявить свое служебное удостоверение и специальное удостоверение, предоставляющее право проведения проверки;

ознакомить налогоплательщика или его представителя с целью проверки;

заполнить «Книгу регистрации проверок», а в случае отсутствия возможности заполнить книгу или ее электронную форму, внести об этом отметку в акт налогового аудита;

вручить налогоплательщику один экземпляр приказа о назначении налогового аудита;

разъяснить налогоплательщику его права и обязанности, в том числе право привлечения Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан или других соответствующих объединений субъектов предпринимательства для осуществления общественного контроля.

04.09.2020