Налоговый аудит

В июне 2020г Налоговый комитет зарегистрировал Положение «О проведении налогового аудита» (МЮ 3251 от 30.06.2020г).
Налоговый аудит до 1 января 2022 года проводится с уведомлением Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства о назначении налогового аудита.
Начиная с 1 января 2022 года налоговый аудит проводится посредством Единой системы электронной регистрации проверок на основании Временного положения о порядке согласования и проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов предпринимательства по согласованию с Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства после заполнения «Книги регистрации проверок».
Что такое налоговый аудит
Проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов налогоплательщиком за определенный период путем изучения и сопоставления его бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов.
Какой период проверяют
Налоговым аудитом может быть охвачен только период, следующий за последним налоговым аудитом, по которому не истек срок исковой давности – 5 лет.
Налоговые органы не вправе проводить более одного налогового аудита налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением случаев выявления новых обстоятельств, которые не были известны налоговому органу при проведении налогового аудита. В случае выявления новых обстоятельств налоговый орган вправе назначить повторный налоговый аудит.
Во время проведения налогового аудита к новым обстоятельствам, которые не были известны налоговому органу, относятся уклонение от уплаты налогов, а также представление налогоплательщиком уточненной налоговой отчетности, предусматривающей уменьшение суммы налогов и сборов за периоды проведения налогового аудита.
Срок проведения проверки
Срок проведения налогового аудита составляет тридцать рабочих дней.
Срок проведения налогового аудита может быть продлен до двух месяцев, а в исключительных случаях — до трех месяцев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Срок проведения налогового аудита может продлеваться:
при непредставлении истребованных документов (информации) в течение пяти рабочих дней (продление допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы);
для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Республики Узбекистан;
для проведения экспертизы;
для перевода документов, представленных на иностранном языке (переведенные на государственный язык оригиналы документов либо их нотариально удостоверенные копии);
при недостаточности срока, указанного в приказе о проведении налогового аудита, по причине большого объема документов, подлежащих изучению в ходе налогового аудита;
для восстановления испорченных документов и электронных носителей информации, связанных с исчислением налогов и сборов;
для получения мнения специалиста;
для привлечения специалиста.
Общий срок налогового аудита не может превышать шести месяцев.
У кого проводят налоговый аудит
у налогоплательщиков, относящихся к категории налогоплательщиков с высокой степенью риска (налоговая опасность), установленных посредством автоматической информационной системы анализа опасности (программный продукт «Риск-анализ») налогового органа;
у налогоплательщиков, относящихся к категории налогоплательщиков с высокой степенью риска (налоговая опасность), не представивших уточненную налоговую отчетность в ответ на требование налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки (в том числе после уточненного требования), не представивших обоснований выявленных расхождений либо если представленные обоснования признаны недостаточными;
у добровольно ликвидируемых налогоплательщиков;
у налогоплательщиков, в отношении которых возбуждено уголовное дело;
у налогоплательщиков, в отношении которых выявлены новые обстоятельства, неизвестные налоговому органу во время ранее проведенного налогового аудита.
Как узнать о проверке
О проведении налогового аудита предварительно извещают, за 30 календарных дней до начала проверки в персональном кабинете или заказным письмом.
Кроме случаев, когда имеются признаки уклонения от уплаты налогов. В этом проверка начинается без предварительного извещения налогоплательщика.
Признаки уклонения от уплаты налогов определяются на основании статьи 223 Налогового кодекса «Сокрытие (занижение) налоговой базы»
В целях настоящей статьи сокрытием (занижением) налоговой базы признается:
неотражение в регистрах учета суммы доходов от реализации товаров (услуг);
перевозка грузов без оформления товарно-сопроводительных документов либо по подложным документам;
отсутствие на складе или в месте реализации товаров, числящихся в учете как нереализованные;
хранение, использование и реализация неоформленных (неоприходованных) товаров;
подмена, подделка или уничтожение документов, свидетельствующих о факте реализации товаров (услуг);
использование фальшивых первичных бухгалтерских документов;
незаконное внесение изменений в программу обслуживания фискальной памяти контрольно-кассовой техники;
включение в отчетность производства неиспользованных материальных затрат, как использованных;
перенос выручки от реализации товаров (услуг) на следующий за отчетным период (умышленное занижение объема реализации и дохода (прибыли));
искусственное завышение (лимитов) расходования материальных, топливно-энергетических ресурсов и нормы амортизации (износа) или неправильное применение нормативов;
неотражение в налоговой отчетности фактической суммы заработной платы работников, которые состоят в трудовых отношениях с работодателем;
неотражение в налоговой отчетности работников, осуществляющих трудовую деятельность;
отражение стоимости реализованных товаров в учетных документах по заниженным ценам, чем их фактическая стоимость реализации.
Процедура проведения проверки
Налоговый аудит осуществляется:
государственными налоговыми управлениями Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента — у налогоплательщиков, зарегистрированных в качестве налогоплательщика на подведомственной территории;
Межрегиональной государственной налоговой инспекцией по крупным налогоплательщикам — у крупных налогоплательщиков;
Государственным налоговым комитетом — у налогоплательщиков, относящихся к категории налогоплательщиков с высокой степенью риска (налоговая опасность).
К участию в налоговом аудите могут быть привлечены должностные лица других налоговых органов.
В приказе о проведении налогового аудита указываются:
основания для проведения налогового аудита;
наименование и идентификационный номер налогоплательщика;
фамилии, имена, отчества и должности лиц, проводящих налоговый аудит;
срок проведения налогового аудита;
цель налогового аудита (все налоги и сборы или отдельные виды налогов за проверяемый налоговый период).
До начала налогового аудита лицо, проводящее налоговый аудит, должно:
предъявить свое служебное удостоверение и специальное удостоверение, предоставляющее право проведения проверки;
ознакомить налогоплательщика или его представителя с целью проверки;
заполнить «Книгу регистрации проверок», а в случае отсутствия возможности заполнить книгу или ее электронную форму, внести об этом отметку в акт налогового аудита;
вручить налогоплательщику один экземпляр приказа о назначении налогового аудита;
разъяснить налогоплательщику его права и обязанности, в том числе право привлечения Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан или других соответствующих объединений субъектов предпринимательства для осуществления общественного контроля.