Куда уходят деньги собственника бизнеса? Часть 3

plant-4242667_960_720

Думаю, каждый собственник бизнес не раз задавался вопросом: где мои деньги?

Компания растет, успешно развивается, обороты вырастают в 2-5 раз. Но при этом собственник зарабатывает те же деньги, что и несколько лет назад.

В аудиторской практике часто встречаю подобную ситуацию. Основными причинами возникновения такой ситуации можно назвать:

Нет правильного учета доходов и расходов, соответственно реальной прибыли компании;

Нет анализа доходности в разрезе каждого продукта или услуги;

Нет учета и контроля денежного потока, не хватает денег на выплату дивидендов.

Нет учета и контроля денежного потока, не хватает денег на выплату дивидендов.

Думаю, у многих руководителей была ситуация, когда бухгалтер говорит, что дивиденды рассчитаны, но денег их выплатить не хватает.

Как может быть такое? Как я уже писала в первой части, наличие прибыли не гарантирует наличие денег.

Для того, чтобы деньги всегда были, нужно их планировать и контролировать. Одна из особенностей денег: если не запланировать их по целевому назначению – они куда-то уйдут.

Для управления денежным потоком обычно используют две таблицы:

План денежных потоков на год;

Платежный календарь.

План денежных потоков

План денежных потоков можно составить не только на год, но и на квартал или месяц. Обычно он выглядит таким образом:

Наименование  Январь  Февраль  Март  Апрель  Май
Притоки всего:            300            120              80            110            150
Оттоки всего:              60              36              44            852              36
Денежный поток за месяц            240              84              36 —         742            114
Денежный поток с нарастающим итогом            240            324            360 —         382 —         268

Для того, чтобы сформировать объективный план денежных потоков управленцу потребуется информация с различных отделов компании.

Например,

От бухгалтерской службы данные по платежам прошлых лет, чтобы спрогнозировать их в будущем;

От отдела продаж план по продажам и статистику погашения дебиторской задолженности;

От отдела закупок план по закупкам, заявки от каждого отдела.

После получения всей информации можно приступать к формированию плана денежного потока.

Например, у вас получился такой план

Наименование  Январь  Февраль  Март  Апрель  Май
Притоки всего:            300              120                80              110              150  
Притоки от клиентов            300            100              50            100            100
Притоки по погашению дебиторской задолженности              —              20              30              10              50
Оттоки всего:              60                36                44              852                36  
Оплата за материалы для изготовления продукта              15                5                5              15                5
Зарплата рабочих +налоги              10              10              20              10              10
Аренда офиса                7                7                7                7                7
Налоги              12                4                2                4                4
Зарплата администрации + налоги              10                6                6              10                6
Доставка товаров                3                1                1                3                1
Реклама                3                3                3                3                3
Покупка оборудования              —              —              —            800              —
Денежный поток за месяц            240                84                36   —         742              114  
Денежный поток с нарастающим итогом            240              324              360   —         382   —         268  

Какую информацию можно получить:

В каких месяцах не хватает денежной массы. Соответственно либо получить кредит, либо перенести покупку, либо активнее собирать дебиторскую задолженность;

В каких месяцах излишки денежных средств. Возможно будет интересно их использовать для закупа сырья со скидкой или вложить деньги в ценные бумаги;

Запланировать мероприятия: выплату дивидендов, покупку дорогостоящего оборудования и тд.

Обратите внимание, что если вы составили крутой план денежных потоков, он все равно нуждается в контроле.

  Январь
Наименование  План  Факт  Причины
Притоки всего:            300              260  
Притоки от клиентов            300            250  недопроизводство
Притоки по погашению дебиторской задолженности              —              10  юристам поменяли систему мотивации
Оттоки всего:              60                55  
Оплата за материалы для изготовления продукта              15              10  не купили сырье в достаточном количестве
Зарплата рабочих +налоги              10              12  праздники
Аренда офиса                7                8  из-за повышения налога по аренде, повысились цены
Налоги              12              10  снижены из-за уменьшения объема продаж
Зарплата администрации + налоги              10              10
Доставка товаров                3                2
Реклама                3                3
Покупка оборудования              —              —
Денежный поток за месяц            240              205  
Денежный поток с нарастающим итогом            240              205  

То есть на постоянной основе необходимо анализировать выполнения плана, причины невыполнения. И вносить корректировки в план.

Платежный календарь

 Платежный календарь по сути – мини копия денежного потока, но уже более детальная.

Приток 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Клиент 1 0 100
Клиент 2 0 50
Клиент 3 0 10 10 10 10
Итого 0 110 0 0 10 0 0 50 0 10 0 10
Отток 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Оплата за связь 0 5
Оплата за сырье 0 200
Выплата зп 0
Итого 0 0 0 0 5 0 0 0 0 0 200 0
денежный поток за день 0 110 0 0 5 0 0 50 0 10 -200 10
денежный поток с нарастающим итогом 0 110 110 0 5 5 0 50 50 10 -190 -190

Что можно увидеть в платежном календаре:

Дедлайны по оплатам;

Дни, в которых не хватает денежных средств. И попросит клиентов оплатить на неделю раньше;

Внести корректировки в платежный календарь следующих месяцев.

Планирование и анализ – основные инструменты управления.

В трех публикациях по этой теме конечно невозможно описать все существующие инструменты. Но внедрение только одного плана денежных потоков даст возможность ощутить результат и мотивирует на внедрение и других управленческих инструментов.

21.06.2019