Куда уходят деньги собственника бизнеса? Часть 2

Думаю, каждый собственник бизнес не раз задавался вопросом: где мои деньги?
Компания растет, успешно развивается, обороты вырастают в 2-5 раз. Но при этом собственник зарабатывает те же деньги, что и несколько лет назад.
В аудиторской практике часто встречаю подобную ситуацию. Основными причинами возникновения такой ситуации можно назвать:
Нет правильного учета доходов и расходов, соответственно реальной прибыли компании;
Нет анализа доходности в разрезе каждого продукта или услуги;
Нет учета и контроля денежного потока, не хватает денег на выплату дивидендов.
Нет анализа доходности в разрезе каждого продукта или услуги
Большинство предприятий производит или продает не один, а несколько видов продуктов или оказывает несколько видов услуг.
Как правило, управленцы проводят анализ деятельности всей компании: рентабельность, ликвидность и тд. Однако для получения наилучшего финансового результата также необходимо сделать и анализ доходности каждого продукта или услуги в отдельности.
Для определения уровня доходности необходимо иметь информацию:
Себестоимость продукта или услуги;
Ценовая политика компании.
Формирование себестоимости – один из самых сложных управленческих процессов.
Если расходы, которые напрямую связаны с продуктом, можно сразу относить на себестоимость. То правильное распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов – задача не из легких.
Например, предприятие производит 4 вида готовой продукции.
Наименование | Сумма |
Материалы, сырье для продукта 1 | 6 000 |
Материалы, сырье для продукта 2 | 2 000 |
Материалы, сырье для продукта 3 | 4 000 |
Материалы, сырье для продукта 4 | 12 000 |
Зарплата рабочих | 20 000 |
Коммунальные услуги | 3 000 |
Расходы транспортного отдела | 4 000 |
Аренда производственного помещения | 2 000 |
Как распределить, такие расходы как: зарплата, аренда на каждый вид продукции?
Каждому предприятию нужно самостоятельно произвести расчеты, чтобы общие расходы относились на себестоимость единицы продукции объективно.
Обратите внимание, что от выбранного метода себестоимость продукции может существенно различаться.
Например,
В первом случае, распределим общепроизводственные расходы на основе стоимость сырья, а во втором случае на основе количества часов, необходимых для изготовления каждого продукта.
Наименование | На основе сырья | На основе часов |
Продукт 1 | 13 250 | 17 226 |
Продукт 2 | 4 417 | 7 613 |
Продукт 3 | 8 833 | 11 484 |
Продукт 4 | 26 500 | 16 677 |
Ценовая политика компании
Для анализа доходности каждого вида продукта также нужна информация о ценах и ценообразовании в целом. То есть на основе чего формируется цена: затраты на продукт, конкурентные цены и тд.
Например, мы видим следующую ситуацию, когда один из продуктов приносит убыток, а не прибыль, хотя в совокупности по всем продуктам компания получает прибыль.
Наименование | Себестоимость | Цена | Прибыль |
Продукт 1 | 13 250 | 13 100 | — 150 |
Продукт 2 | 4 417 | 4 600 | 183 |
Продукт 3 | 8 833 | 9 000 | 167 |
Продукт 4 | 26 500 | 26 500 | — |
Общая прибыль | 200 |
Предприятие не может продавать продукт 1 дороже, так конкуренты установили цену еще ниже.
Наименование | Цена | Конкуренты |
Продукт 1 | 13 100 | 13 000 |
Продукт 2 | 4 600 | 4 500 |
Продукт 3 | 9 000 | 10 000 |
Продукт 4 | 26 500 | 27 000 |
Мы рекомендуем управленцам-собственникам
Провести анализ себестоимости каждого продукта или услуги;
Выбрать базу распределения общехозяйственных расходов;
Провести анализ доходности каждого продукта или услуги.