Концепция совершенствования налоговой политики

концепция налоговой реформы

Указом Президента РУз «О Концепции совершенствования налоговой политики РУз» с 1 января 2019г будут внесены изменения в налоговую систему.

Налоги по зарплате

Введут единую плоскую шкалу по налогам на доходы физических лиц в размере 12 процентов. Из них 0,1% будет направляться на индивидуальные накопительные пенсионные счета (ИНПС).

Отдельно было подчеркнуто, что при этом сохраняется действующий порядок освобождения от налогообложения доходов отдельных категорий граждан в размере 4 минимальных размеров заработной платы.

Однако не указано, что будет со льготами, которые действуют на сегодняшний день. Например, льготы на доходы надомников, ставка на сегодняшний день – 7,5%.

Будет отмены страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из доходов граждан в виде оплаты труда. На сегодняшний день ставка по отчислениям в ПФ составляет – 8%.

Уменьшится ставка единого социального платежа с 15% до 12% для частного бизнеса, для предприятий с гос долей ставка остается прежней на уровне 25%.

Однако не указаны важные аспекты:

С 2010 года выплата пособий по беременности и родам работающим женщинам осуществляется за счет работодателей. Изначально это была временная мера. Будет ли это отменено с 2019г пока не известно.

С 2009 года было введено Временное положение о порядке исчисления и уплаты ЕСП с учетом базового размера ЕСП. Закончится ли срок Временного положения пока не известно.

Сохранятся ли льготы, которые предусмотрены на сегодняшний день. Например, льгота по ЕСП за сотрудников – впервые устроенным выпускникам колледжей за первый рабочий год, в настоящий момент льгота – 50% от ставки ЕСП.

Налоги для общеустановленной системы налогообложения

отмены обязательных отчислений в государственные целевые фонды, взимаемых с оборота (выручки) юридических лиц;

снижения ставки налога на прибыль юридических лиц с 14 до 12 процентов, для коммерческих банков – с 22 до 20 процентов, а также увеличения для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи (сотовых компаний) с 14 до 20 процентов с отменой для них порядка исчисления налога на сверхприбыль в зависимости от уровня рентабельности;

В первоначальной редакции Концепции предлагалось отказаться от налога на прибыль, так как было много споров по определению налогооблагаемой базы.

совершенствования порядка расчета и уплаты налога на сверхприбыль, в том числе с введением уплаты роялти;

сохранения действующей ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов с внедрением полноценной системы зачета налога, конкретизацией налогооблагаемой базы и сокращением числа льгот, а также последующим снижением размера ставки данного налога по итогам 2019 года;

предоставления права отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым основным средствам, объектам незавершенного строительства и нематериальным активам, которые в настоящее время включаются в их стоимость;

объединения акцизов и сборов с производителей алкогольной продукции и табачных изделий, установленных на единицу производимой продукции, с зачислением суммы средств в республиканский бюджет для финансирования соответствующих мероприятий.

Налоги для упрощенной системы налогообложения

введения для всех субъектов предпринимательства, включая юридических лиц, имеющих оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, налога на имущество юридических лиц, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами;

Не совсем понятно будут ли введены указанные налоги для индивидуальных предпринимателей. По сути индивидуальные предприниматели также являются субъектами предпринимательства.

установления для налогоплательщиков, имеющих годовой оборот (выручку) до 1 миллиарда сумов, порядка исчисления и уплаты налога с оборота (выручки) с базовой ставкой в размере 4 процентов и с возможностью уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе;

сохранения порядка налогообложения для плательщиков единого земельного налога;

Изменения по другим налогам

снижения ставки по доходам в виде дивидендов и процентов с 10 до 5 процентов;

перевода предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 миллиарда сумов или достигших установленный порог в течение года, на уплату общеустановленных налогов. При этом установленный порог годового оборота (выручки) в 1 миллиард сумов подлежит пересмотру не реже одного раза в 3 года;

снижения ставки налога на имущество юридических лиц с 5 до 2 процентов с сохранением порядка исчисления налога по повышенным ставкам для юридических лиц, неэффективно использующих здания и сооружения, в том числе по ранее приватизированным объектам. Определение неэффективного использования пока не дали, но наверное допишут в новом Налоговом Кодексе.

Чего ожидать в ближайшее время

В срок до 1 ноября 2018 года будут пересмотрены и отменены неэффективных налоговые и таможенные льготы и преференции, введен порядок предоставления постоянно действующих налоговых и таможенных льгот соответственно Налоговым и Таможенным кодексами Республики Узбекистан;

В срок до 1 декабря 2018 года будет разработан Налоговый кодекс в новой редакции, с привлечением экспертов Международного валютного фонда, Всемирного банка и других организаций.

Друзья, уже утверждены основные направления изменений в налоговом законодательстве, поэтому рекомендую начать подготовку к переходу на новую систему.

 

03.07.2018