Как определить рыночную стоимость для расчета НДС

В соответствие с Положением «О порядке определения базы по налогу на добавленную стоимость исходя из рыночной стоимости товаров (услуг)» (ПКМ №489 от 14.08.2020г) утвержден порядок определения рыночной цены при операциях:

  • реализации товаров (услуг) в обмен на другие товары (услуги);
  • передача налогоплательщиком принадлежащего ему имущества (оказание услуг) членам органа управления, работникам, членам их семей, либо другим лицам для использования ими в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью налогоплательщика, если сумма налога по такому имуществу (услугам) полностью либо частично принята к зачету;
  • безвозмездной передачи (оказании) товаров (услуг), кроме случаев, когда такая передача является экономически оправданной.

Термины

рыночная стоимость товаров (услуг) — наиболее вероятная и справедливая стоимость товаров (услуг), в том числе стоимость, определяемая и (или) устанавливаемая уполномоченными органами, оценочными организациями, по которой товары (услуги) могут быть реализованы (оказаны) на рынке;

рынок товаров (услуг) — сфера обращения товаров (услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) без дополнительных затрат приобрести (реализовать) товары (услуги) на территории Республики Узбекистан или за ее пределами.

Как определяется рыночная стоимость товаров (услуг) для целей налогообложения

Налоговая база для расчета НДС определяется как стоимость реализуемых товаров (услуг) исходя из примененной сторонами сделки цены (тарифа), с учетом акцизного налога (для подакцизных товаров, услуг) и без включения в нее налога. Данная стоимость принимается соответствующей рыночным ценам пока не будет доказано обратное.

Однако, рыночная стоимость товаров (услуг) может быть определена другими методами в случаях:

  • реализация товаров (услуг) в обмен на другие товары (услуги), в том числе по товарообменным (бартерным) операциям;
  • передача (оказания услуг) субъектами предпринимательства принадлежащего им имущества (услуги) членам органа управления, работникам, членам их семей либо другим лицам для использования ими в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью налогоплательщика, если сумма налога по такому имуществу (услугам) полностью либо частично принята к зачету;
  • безвозмездная передача товаров (услуг), когда такая передача признается экономически неоправданной.

В вышеуказанных случаях рыночная стоимость товаров (услуг) для целей налогообложения может быть определена следующими методами:

  • собственных сведений о рыночных ценах (прайс-листов);
  • данных информационно-ценовых агентств;
  • данных, полученных из средств массовой информации;
  • биржевых сводок;
  • таможенной статистики внешней торговли Республики Узбекистан, публикуемой или представляемой по запросу Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан;
  • сведений уполномоченных органов, устанавливающих нормативы для определения цен, в случаях, предусмотренных законодательством.

При невозможности определения рыночной стоимости товаров (услуг) этими методами, она определяется на основании заключений оценочных организаций или с использованием метода индексации расходов.

При определении рыночной стоимости товаров (услуг) с использованием метода индексации расходов она рассчитывается на основании индексов удорожания цен промышленных товаров определенной отрасли, опубликованных органом статистики в этой отрасли, в период начиная с даты приобретения до даты реализации.

При этом в случае невозможности определения конкретной отраслевой принадлежности промышленного товара применяется общий индекс по промышленности.

При оценке рыночной стоимости функционально или экономически устаревших основных средств и товаров с использованием метода индексации первоначальных расходов учитывается оставшийся срок экономической службы или соответствующий процент износа.

При определении рыночной стоимости товаров (услуг) учитываются надбавки или скидки, обычно применяемые к ценам при заключении сделок между невзаимосвязанными лицами. В частности, учитываются скидки, обусловленные:

  • сезонными и другими колебаниями потребительского спроса на товары;
  • утратой товарами качества или других  потребительских свойств;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе продвижением на рынок новых товаров (услуг), не имеющих аналогов, а также продвижением товаров (услуг) на новые рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров с целью ознакомления с ними потребителей.

Результаты проверки

Если по результатам налоговой проверки доказано, что были применены цены, отличающиеся от рыночных, налоговый орган вправе скорректировать налоговую базу по НДС.

При этом не следуют финансовые санкции за сокрытие, занижение выручки и/или за неуплату или неполную уплату налогов.

Налогоплательщик вправе оспорить решение налогового органа о корректировке налоговой базы по НДС, представив обоснование того, что цена сделки (операции) соответствует рыночным ценам и не направлена на уклонение от налогообложения.

Новости и статьи

все статьи