#1 Беседы с Шахло Абзаловой (Радио Ташкент): Индивидуальный предприниматель

индивидуальный предприниматель

Шахло: Форма индивидуального предпринимательства на сегодняшний день – одна из самых востребованных на рынке. С чем это связано по вашему мнению?

Евгения: Пожалуй, основной причиной можно назвать – простота и доступность данной формы предпринимательства. Для ведения бизнеса в форме ИП основной задачей является своевременная оплата фиксированного налога, все остальное – на усмотрение самого предпринимателя. Что очень интересно и удобно особенно для начинающих предпринимателей.

Шахло: Давайте начнем с самого начала: какие виды деятельности разрешены для ИП?

Евгения: Список немаленький 74 вида деятельности: розничная торговля, репетиторство, социальные услуги. В основном конечно это работы и услуги, которые может осуществить один человек самостоятельно. Ведь только с прошлого года у ИП появилась возможность нанимать персонал. Однако хочу отметить, что на 1 патент разрешено только два вида деятельности. Патент – свидетельство о регистрации ИП и разрешение на работу.

Шахло: Сможет ли человек без опыта в бизнесе самостоятельно пройти процедуру регистрации? Как долго проходит процесс регистрации и насколько это сложно?

Евгения: Как и в любом деле для начала  я бы рекомендовала ознакомиться с нормативными документами, для ИП разработано несколько основных документов, таких как: Перечень видов деятельности, которыми может заниматься ИП, Положение о порядке государственной регистрации, постановки на учет индивидуальных предпринимателей, Положение о порядке осуществления индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности с наймом работников.

Процедура регистрации для ИП – одна из самых простых и быстрых. Вам нужно оплатить госпошлину за регистрацию, написать заявление на имя Хокима вашего района, принести две фотографии и паспорт. В течении максимум 2х дней – ваш патент будет готов и вы сможете приступить к работе.

Далее вам нужно встать на учет в налоговой инспекции вашего района для оплаты фиксированного налога, встать на учет в пенсионный фонд для оплаты взносов и оставить там трудовую книжку для зачисления трудового стажа.

После этого необходимо открыть расчетный счет в банке, и при необходимости подать заявку на терминал и услуги по инкассации. Это уже зависит от того, какой вид деятельности вы выбрали.

Шахло: В каких случаях это нужно?

Евгения: В случае, если вы работаете с населением, то есть принимаете оплату наличными денежными средствами или пластиковыми картами.

Шахло: А если все-таки не получился бизнес насколько сложна процедура по ликвидации ИП?

Евгения: Также как и процедура получения патента, процедура по закрытию деятельности тоже очень простая: вам нужно будет сделать три шага для закрытия: оплатить налоги, закрыть счет в банке, сдать патент в Хокимиате.

Шахло: Расскажите о том, как рассчитать налоги для ИП?

Евгения: Рассчитать налоги для ИП – несложно: размер фиксированного налога зависит от вида деятельности от 2х до 10 минималок, размер отчислений в пенсионный фонд – 1 минималка вне зависимости от вида деятельности.

Также хочу отметить, что если на одном патенте два вида деятельности – фиксированный налог платится по каждому виду.

Шахло: Ранее вы упоминали, что для ИП разрешено нанимать работников, как изменятся в этом случае суммы налогов?

Евгения: за каждого работника:

страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд — в размере 50 процентов минимальной заработной платы в месяц;

фиксированного налога — в размере 30 процентов от установленной ставки, предусмотренной по деятельности, осуществляемой индивидуальным предпринимателем.

Также хочу отметить, что в случае, если индивидуальный предприниматель занимается несколькими видами деятельности, фиксированный налог за каждого работника уплачивается в размере 30 процентов от максимальной ставки фиксированного налога, установленного для соответствующих видов деятельности.

Но если ИП примет на работу выпускника профессионального колледжа в течение двенадцати месяцев с даты окончания работником колледжа освобождается от уплаты фиксированного налога за работника.

Однако, с приемом на работу у ИП появляется не только обязательства по уплате налогов, но и постановке на учет сотрудников в ГНИ и пенсионный фонд, а также соответствующее оформление документов.

Шахло: Какие документы и в какой срок необходимо оформить при приеме на работу сотрудников?

Евгения: Думаю нужно определиться для начала с количеством сотрудников. В соответствие с Положением о порядке осуществления индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности с наймом работников для каждого вида деятельности определено максимальное количество наемных сотрудников. Так например, в розничной торговле можно принять только одного сотрудника, в то время как ремесленникам разрешено нанять троих.

При найме сотрудника обязательно необходимо заключить трудовой договор, в котором срок договора не может быть больше срока действия патента. Трудовой договор составляется в трех экземплярах, один из которых представляется в орган государственной налоговой службы по месту налогового учета ИП, второй остается у ИП, а третий — у работника.

Индивидуальный предприниматель не позднее трех рабочих дней с даты заключения с работником трудового договора представляет в орган государственной налоговой службы заявление о постановке на учет наемного работника.

К заявлению о постановке на учет работника прилагаются следующие документы:

экземпляр трудового договора, заключенного между индивидуальным предпринимателем и работником;

две фотографии работника размером 3 х 4 см;

копия паспорта нанятого работника.

Органы государственной налоговой службы в течение трех рабочих дней с даты получения заявления о постановке на учет наемного работника выдают индивидуальному предпринимателю Карточку учета наемного работника. Карточка учета выдается на срок действия трудового договора, заключенного между работником и индивидуальным предпринимателем.

По истечении срока действия Карточка учета сдается в орган государственной налоговой службы по месту налогового учета и подлежит уничтожению.

Шахло: Как может использовать денежные средства оставшиеся после уплаты налогов?

Евгения: Оставшиеся денежные средства ИП может использовать по своем усмотрению, ведь это по сути и есть его прибыль от деятельности. Может получить денежные средства как свою прибыль, может потратить на нужды предприятия, причем для ИП предусмотрена возможность использования корпоративных пластиковых карт.

В соответствие Положением о порядке использования индивидуальными предпринимателями банковских карт в национальной валюте с банковских карт индивидуального предпринимателя допускается оплата только нижеследующих расходов, непосредственно связанных с его производственной, торговой деятельностью, деятельностью по оказанию услуг и выполнению работ:

а) покупки сырья и материалов (в том числе строительных материалов), полуфабрикатов, фурнитуры, оборудования;

б) коммунальных платежей (платежи за отопление, горячую воду, питьевую воду, канализацию, электроэнергию, газ и вывоз мусора);

в) арендных платежей;

г) налогов и других обязательных платежей;

д) за приобретенные индивидуальными предпринимателями, занимающимися розничной торговой деятельностью, товары в целях их реализации населению за наличный расчет;

е) за оплату других расходов, связанных с текущей деятельностью.

Вопросы от радиослушателей: можно ли открыть ИП, работая по основному виду деятельности на другом предприятии или нужно увольняться?

Евгения: Увольняться не обязательно, зарегистрировать ИП можете работая в другом месте по основному месту работы.

Вопросы от радиослушателей: Кто будет вести  трудовую книжку ИП и где она будет храниться?

Евгения: Трудовой стаж подтверждается трудовой книжкой. Трудовую книжку вам заведут в районном (городском) отделе внебюджетного Пенсионного фонда, где она и будет храниться в течение всего срока вашей предпринимательской деятельности

Вопросы от радиослушателей: Как приостановить деятельсть ИП и если сроки на которые можно приостановить?

Евгения: Срок приостановления деятельности индивидуального предпринимателя законодательством не установлен.

Для приостановления или возобновления деятельности, индивидуальный предприниматель обязан обратиться в регистрирующий орган. Регистрирующий орган не позднее окончания следующего рабочего дня представляет информацию в орган государственной налоговой службы по месту налогового учета о временном приостановлении или возобновлении деятельности индивидуального предпринимателя по специальной форме.

Полученная органами государственной налоговой службы информация о временном приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя является основанием для приостановления начисления фиксированного налога на тот период, в котором индивидуальный предприниматель не будет осуществлять свою деятельность.

26.09.2016