Куда уходят деньги собственника бизнеса? Часть 1

прибыль компании

Думаю, каждый собственник бизнес не раз задавался вопросом: где мои деньги?

Компания растет, успешно развивается, обороты вырастают в 2-5 раз. Но при этом собственник зарабатывает те же деньги, что и несколько лет назад.

В аудиторской практике часто встречаю подобную ситуацию. Основными причинами возникновения такой ситуации можно назвать:

Нет правильного учета доходов и расходов, соответственно реальной прибыли компании;

Нет анализа доходности в разрезе каждого продукта или услуги;

Нет учета и контроля денежного потока, не хватает денег на выплату дивидендов.

Правильный учет доходов и расходов компании

Путаница в терминах

Когда на консультациях и выступлениях я говорю о том, что часто управленцы не умеют считать, многие смеются. Ведь все мы знаем таблицу умножения, правила сложения и вычитания.

Однако, когда мы обсуждаем правильно ли ведется учет доходов и расходов, выясняет, что не всегда у нас единое понимание терминов.

Например, является ли оплата за сырье и материалы расходом?

С одной стороны деньги из компании ушли, с другой стороны сырье и материалы лежат на складе, и вы можете продать их и снова получить деньги. Значит покупка сырьевых запасов не расход?

Когда мы считаем финансовый результат от деятельности компании, нужно принимать в расчет только начисленные доходы и расходы.

Что значит начисленные доходы и расходы? Это доходы и расходы, фактически произошедшие в этом периоде.

Например:

когда мы фактически списали сырье со склада в производство, когда фактически воспользовались коммунальными услугами и тд;

когда мы фактически отгрузили наш товар клиенту и перешло право собственности.

Часто доходы и расходы путают с поступлением и выбытием денежных средств. То есть считают поступление предоплаты от клиентов доходом, а оплату услуг или товаров – расходом.

Но по сути предоплата от клиентов – это еще неотработанные деньги, которые клиент может потребовать вернуть, а оплаченные услуги могут быть оказаны в течении нескольких последующих месяцев.

Неучтенные расходы

Все ли расходы учтены в ваших расчетах?

Часто мы не включаем всех расходов по нескольким причинам:

Не замечаем их. Часто собственник даже не задумывается о том, что тоже несет расходы. Например, если собственник работает на компанию – он не платит себе заработную плату как сотруднику. Но если бы эту же работу выполнял наемный менеджер, расходы компании бы увеличились. Или, например, собственник встретился с клиентом за обедом, компенсацию за расходы он также не получает. Для собственника личные деньги тесно сплетены с деньгами компании, и у многих не возникает даже мысли об их разделении.

Они слишком мелкие и кажутся несущественными. Когда мы думаем о бизнесе, в основном мы считаем в миллионах, а некоторые и в миллиардах сум. И расход на пачку чая в 10-20 тысяч сум действительно кажется несущественным. Но если вы посчитаете все аналогичные мелкие расходы и умножите на 12 месяцев – сумма вас впечатлит.

Забываем или нет времени. Чтобы успеть за современным ритмом жизни действительно нужно постоянно двигаться, бегать и суетиться. И конечно не всегда хватает времени делать записи и расчеты. Но тем не менее делать это необходимо, в противном случае вы так и не сможете посчитать свою прибыль.

Мы рекомендуем управленцам-собственникам

1.  Запишите все виды расходов и доходов, которые у вас есть. Не обязательно делать это за один раз, возможно вам потребуется несколько дней для того, чтобы вспомнить и записать действительно все операции.

2. Отделите доходы и расходы от движения денежной массы, то есть от притока и оттока денег.

3. Структурируйте расходы в том виде, который будет вам удобен для расчетов. Например, постоянные и периодичные, переменные и постоянные.

4. Сделайте таблицу или купите готовое решение для учета доходов и расходов.

5. Заведите себе привычку ежедневно уделять 15-20 минут за ведение записей. Например, ранним утром, пока никто не отвлекает. Или в течении дня отправляйте записи о доходах и расходах себе в телеграм, а вечером структурируйте их.

04.06.2019