Что необходимо знать о проверках

1372762159_vyborochnaya-auditorskaya-proverka

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Проект исследования сектора малого и среднего бизнеса

МЕЖДУНАРОДНАЯФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРИАТШВЕЙЦАРИИ ПО ЭКОНОМИКЕ

В  ПОМОЩЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О ПРОВЕРКАХ

РАЗДЕЛ 1.

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ПРОВЕРКИ, ВИДЫ,

ПЕРИОДИЧНОСТЬ. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ

Определение проверки

Виды проверок, их периодичность

Контролирующие органы

  1. Проверка

Проверка — это единовременный контроль, осуществляемый контролирующими и правоохранительными органами за исполнением хозяйствующими субъектами законов и иных актов законодательства, регулирующих их деятельность (1)

  1. Виды проверок, их периодичность

Проверки бывают плановые, комплексные, внеплановые, краткосрочные, встречные, ревизии, проверки в порядке контроля.

Плановая проверка — это проверка, которая проводится одним, двумя или более контролирующими органами согласно годовому (квартальному) плану-графику проверок, утвержденному Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов (далее — Совет).

Плановая проверка проводится один раз в год или раз в два года, в зависимости от того, уплачивает ли предприниматель предусмотренные законом налоги и иные обязательные платежи вовремя, подготавливает ли должным образом ежегодный аудиторский отчет.

Комплексная проверка — это проверка, осуществляемая одновременно двумя и более контролирующими органами (2). Комплексная проверка — это вид плановой проверки, которая в целях экономии времени как проверяющих, так и проверяемых, а также ограничения вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, как правило, проводится двумя или более контролирующими органами одновременно.

Внеплановая проверка — это проверка (в т.ч. краткосрочная), не включенная в годовой (квартальный) план проверок, осуществляемая контролирующими органами в порядке и случаях, предусмотренных законодательством (3).

Внеплановые проверки проводятся при возникновении обстоятельств, диктующих необходимость проведения внеплановой проверки. Помимо документального подтверждения того, что внеплановая проверка разрешена Советом, проверяющий орган должен подготовить соответствующий приказ с указанием срока проведения такой проверки и поименного списка всех должностных лиц, которые будут ее проводить.

Внеплановая проверка может проводиться при следующих обстоятельствах (4) :

Проведение проверки предусмотрено соответствующим указом, распоряжением Президента Республики Узбекистан, решением правительства Республики Узбекистан, в котором может быть указано название предприятия, на котором будет проводиться проверка.

При получении контролирующими органами информации о случаях нарушения хозяйствующим субъектом законодательства или невыполнения иных нормативных предписаний. Такой информацией считается информация, предоставленная предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами с указанием конкретных аргументированных и документально подтвержденных фактов таких нарушений.

Предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций.

Ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, а также возникновение вероятности завоза и распространения инфекционных заболеваний из соседних стран.

Внеплановые проверки могут производиться по письменному разрешению территориальной комиссии Совета отдельными ведомствами (например, санитарно-эпидемиологическая служба, налоговая инспекция, энергонадзор) при условии, что в предмет проверки не входит финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Если же внеплановая проверка касается финансово-хозяйственной деятельности предприятия, она проводится только по разрешению Совета.

Периодичность внеплановых проверок законом не установлена.

Краткосрочная проверка — это проверка, осуществляемая контролирующим органом в течение одного рабочего дня и не связанная с проверкой финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.(5)

Встречная проверка — проверка, заключающаяся в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных хозяйствующих субъектах или в разных подразделениях одного хозяйствующего субъекта.(6) Встречная проверка может проводиться в ходе расследования по уголовным делам на основании постановления соответствующего правоохранительного органа о назначении проверки либо контролирующими органами по решению Совета или его областной комиссии. Встречная проверка хозяйствующего субъекта разрешается в части, касающейся хозяйственных взаимоотношений этих субъектов с компанией, в которой проводится проверка или уголовное расследование. Наличие таких хозяйственных отношений должно быть документально подтверждено, в том числе материалами уголовного расследования, включающими контракты, отгрузочные документы и прочие данные. Законом запрещено требовать документы и изучать материалы или иные данные, не относящиеся к предмету встречной проверки.

Ревизия — это проверка бухгалтерских, финансовых и иных документов хозяйствующих субъектов с целью осуществления контроля за соблюдением законодательства по финансовым и налоговым вопросам, достоверностью учета и отчетности, представляемой налоговым органам, органам государственной статистики и банкам (7).

Проверка в порядке контроля — это проверка, осуществляемая контролирующими органами за устранением хозяйствующими субъектами нарушений, отмеченных предыдущей проверкой. Проведение такой проверки осуществляется контролирующим органом только по фактам и в сроки, установленные в акте (справке) по результатам проведенной предыдущей проверки. Проверка в порядке контроля проводится без дополнительного решения Совета или его областной комиссии.

РАЗДЕЛ 2.

КНИГА РЕГИСТРАЦИИ ПРОВЕРОК

  1. Порядок использования Книги регистрации проверок

До начала проверки официальный представитель контролирующего органа должен заполнить Книгу регистрации проверок. Книга регистрации проверок (далее — КРП) ведется хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности, является официальным документом и должна соответствовать установленному образцу, иметь переплет в твердой обложке, быть пронумерована, прошнурована, скреплена подписью руководителя хозяйствующего субъекта (индивидуального предпринимателя) и его печатью с указанием количества страниц и даты заведения КРП. Перед началом проверки руководителю хозяйствующего субъекта (индивидуальному предпринимателю) необходимо предъявить проверяющему должностному лицу КРП для заполнения в соответствующих графах.

В случае отсутствия у проверяемого Книги регистрации проверок в акте (справке) проверки об этом должна быть сделана соответствующая запись.

В случае отказа проверяющего должностного лица от заполнения Книги регистрации проверок он не допускается к проведению проверки. После заполнения Книги регистрации проверок и окончания проверки должностное лицо — руководитель проверки и руководитель хозяйствующего субъекта (индивидуальный предприниматель) подтверждают достоверность сделанных в ней записей своими подписями с указанием даты и времени подписания. (8)

 

  1. Образец Книги регистрации проверок
NN Наименование контролирующего или правоохранительного органа Ф.И.О. проверяющего и номер удостоверения Наименование аудиторской организации (дата выдачи, номер и срок действия лицензии), Ф.И.0. аудитора, эксперта (документ, удостоверяющий личность) Основание для проведения проверки; номер уголовного дела Вид и цель проверки
1 2 3 4 5 6
Сроки, установленные для проведения проверки Дата и время начала и окончания проверки (ежедневно) Фактическая продолжительность проверки Затребованные документы Меры, принятые в ходе проверки Мнение руководителя хозяйствующего субъекта (индивидуального предпринимателя)
7 8 9 10 11 12
  1. Правила заполнения Книги регистрации проверок
  2. Проверяющий орган обязан заполнить графы 2 — 7, проверяемый хозяйствующий субъект — графы 8 — 12.
  1. Во 2-й графе указываются полное официальное наименование проверяющего органа, его почтовый адрес, Ф.И.О. руководителя, в случае его отсутствия — Ф.И.О. исполняющего его обязанности.
  1. В 3-й графе указываются Ф.И.О. проверяющего, номер удостоверения (в том числе специального), наименование органа, выдавшего удостоверение, срок действия удостоверения.
  1. В 4-й графе при привлечении аудиторской организации и/или эксперта указываются наименование аудиторской организации, дата выдачи, номер и срок действия лицензии, Ф.И.О. аудитора и/или эксперта, номер удостоверения личности.
  1. В 5-й графе указываются наименование органа, утвердившего план-график проведения проверки, и дата его утверждения; Ф.И.О. должностного лица, издавшего приказ, номер и дата утверждения приказа; Ф.И.О и должность лица, вынесшего постановление о назначении проверки, связанной с возбужденным уголовным делом, его дата, а также номер уголовного дела.
  1. В 6-й графе указываются полное наименование вида (плановая, внеплановая, краткосрочная, встречная проверки, проверка в порядке контроля) и цели проверки. Наименование вида проверки должно соответствовать наименованию, указанному в плане-графике проведения проверки и в приказе, а цели — целям, указанным в приказе.
  1. В 7-й графе указывается срок проведения проверки. Он не должен превышать срок, указанный в плане-графике проведения проверки.
  1. В 8-й графе ежедневно указываются время, дата начала и окончания проверки. В данной графе в необходимых случаях делаются особые отметки о деятельности проверяющих должностных лиц после окончания рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка хозяйствующего субъекта.
  1. В 9-й графе указывается фактический календарный срок проведения проверки.
  1. В 10-й графе указывается полное наименование затребованных документов. В данной графе делаются особые отметки в случае несоответствия характера затребованных документов виду и целям проверки, указанным в плане-графике проведения проверки и в приказе.
  1. В 11-й графе указывается о принятых проверяющим должностным лицом мерах в отношении хозяйствующего субъекта (остановка производства, опечатывание склада или всего предприятия, запрет на использование денежных средств и/или сырья, изъятие финансовой и иной документации и т.п.).
  1. В 12-й графе указывается мнение руководителя хозяйствующего субъекта (индивидуального предпринимателя) в формах: «Согласен», «Не согласен», «Согласен с замечаниями». В случае указания мнения в форме «Не согласен» руководитель хозяйствующего субъекта (индивидуальный предприниматель) приводит обоснованные причины этого. В случае указания мнения в форме «Cогласен с замечаниями» — приводит аргументированные замечания.

Запрещается произведение подчисток и помарок в Книге регистрации проверок. Исправления должны быть произведены путем зачеркивания ошибочных записей, надпечатывания или надписывания от руки надлежащих сведений. Каждое такое исправление заверяется подписями должностного лица — руководителя проверки и руководителя хозяйствующего субъекта (индивидуального предпринимателя).

Помните, что Книга регистрации проверок защищает Вас и Ваш бизнес от неправомерных действий контролирующих органов.

Обеспечение субъектов предпринимательства Книгой регистрации проверок осуществляется инспекциями по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов и городов (при регистрации), а также органами юстиции (телефоны на последней странице обложки).

При проведении проверки предпринимателю рекомендуется приглашать представителей Палаты товаропроизводителей и предпринимателей или профессионального юриста!

РАЗДЕЛ 3.

ОТВЕТЫ НА САМЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ О ПРОВЕРКАХ

9 актуальных вопросов и ответов

Где можно получить информацию о правах и обязанностях налоговых органов, органов пожарного надзора, СЭС и других проверяющих ведомств?

Информацию о полномочиях контролирующих органов можно получить как в центральном аппарате, так и в территориальных подразделениях контролирующих органов. В приложениях 2 — 4 приводятся адреса и номера телефонов областных подразделений контролирующих органов.

  1. Какие документы обязан предоставить контролирующий орган хозяйствующему субъекту, прежде чем проводить проверку?

Перед началом проверки проверяющий обязан предоставить следующие документы:

Выписка из координационного плана-графика проверок, выданная Советом или его территориальной комиссией, — в случае плановой проверки.

Решение Совета или территориальной комиссии Совета о проведении внеплановой или встречной проверки.

Приказ о назначении проверки, изданный контролирующим органом с указанием целей проверки, состава проверяющих и сроков проведения проверки.

План проведения проверки, утвержденный руководителем контролирующего органа.

Служебное удостоверение должностного лица контролирующего органа, назначившего проверку.

Специальное удостоверение, подтверждающее, что проверяющий успешно прошел аттестацию и имеет право проводить проверку.

При проведении проверки, в том числе встречной, в ходе расследования по уголовным делам — постановление соответствующего правоохранительного органа о назначении проверки.

При привлечении к проверке аудиторской организации и экспертов — копия договора между проверяющим органом и аудиторской организацией или экспертом.

  1. Можно ли оспорить Акт (справку) проверки в случае несогласия с ним?

По окончании каждой проверки проверяющий и ответственное лицо проверяемого предприятия должны подписать Акт (справку) проверки. Акт (справка) подписывается проверяющим лицом и уполномоченным лицом компании, таким как директор или его заместитель, главный бухгалтер или главный финансист и т.п. Если Вы, будучи ответственным лицом предприятия, не согласны с результатами или выводами проверки, Вы можете выразить свое несогласие в письменном виде при подписании Акта (справки) проверки. Акт (справка) должен быть подписан Вами и проверяющим лицом, и в нем должно быть указано, в чем состоит Ваше несогласие. Один экземпляр Акта (справки) Вам необходимо оставить у себя.

Вы имеете право выразить свое несогласие с результатами проверки. Ваша претензия будет рассмотрена органами юстиции. В случае если проверка у Вас была проведена с нарушениями законодательства и Ваших прав, Вам будет оказана необходимая правовая помощь. Вы также можете обратиться за консультацией в Палату товаропроизводителей и предпринимателей или другую бизнес-ассоциацию.

  1. Имеют ли правоохранительные органы, такие как органы прокуратуры, внутренних дел и службы национальной безопасности, право проводить проверки?

Правоохранительные органы, такие как органы прокуратуры, внутренних дел и службы национальной безопасности, имеют право проводить проверки в случае возбуждения уголовного дела, в том числе по встречной проверке. Необходимо помнить, что об этом должно быть четко указано в постановлении о назначении проверки, изданном соответствующим правоохранительным органом.

  1. Может ли предприятие отложить плановую проверку из-за отсутствия представителей руководства предприятия?

Проверка может быть отложена ввиду отсутствия должностных лиц компании, уполномоченных на подписание Акта (справки) проверки. В этом случае субъект предпринимательства до начала проверки имеет право подать заявление об отсрочке проверки в соответствующий проверяющий орган. Совет и его областная комиссия на основании представленных соответственно центральными аппаратами контролирующих органов и их территориальными подразделениями обоснований могут в исключительных случаях принимать решения о переносе проверки указанных субъектов предпринимательства.

  1. Куда может обратиться предприниматель с жалобой в случае несоответствующего поведения работника контролирующего органа? Будет ли это обращение законным?

Такое обращение будет иметь законную силу. Вы имеете право обратиться в Министерство юстиции Республики Узбекистан или его территориальное подразделение, а также в вышестоящие контролирующие органы по поводу защиты своих прав, которые были нарушены должностным лицом контролирующего органа.

Министерство юстиции незамедлительно примет меры по защите Ваших прав.

Любая незаконная проверка влечет за собой неотвратимую ответственность виновного должностного лица контролирующего органа.

  1. Существуют ли альтернативные организации, помимо Министерства юстиции, куда можно обратиться с жалобой?

Помимо обращения в Министерство юстиции, предприниматель, чьи права были нарушены, может подать иск в суд. При наличии признаков преступления (такого как вымогательство денег, шантаж и пр.) предприниматель может подать заявление в органы внутренних дел или прокуратуру.

  1. Может ли предприниматель отказаться представить данные контролирующему органу, если требуемые данные содержат коммерческую тайну или конфиденциальную информацию?

Субъекты предпринимательства обязаны по законному требованию проверяющих лиц предъявлять материалы и документы, необходимые для осуществления проверки. При этом проверяющие должностные лица обязаны обеспечить соблюдение коммерческой и иной тайны. Если требуемые проверяющими лицами документы, в том числе содержащие коммерческую тайну или конфиденциальную информацию, не имеют отношения к проводимой проверке, Вы имеете право отказаться от их представления.

  1. Должны ли контролирующие органы информировать предпринимателей о предстоящей проверке? Где можно получить такую информацию?

В соответствии с правами и гарантиями, предусмотренными законом для субъектов предпринимательства в вопросах проверок, предприниматели имеют право запрашивать и бесплатно получать всю необходимую информацию, связанную с проверкой (дата, вид проверки, название проверяющего органа, основания для проведения проверки и т.д.), от рабочих органов Совета и его территориальных комиссий.

Информация о плановых проверках, утвержденных Советом, ежемесячно публикуется в газете «Налоговые и таможенные вести». Предпринимателю рекомендуется регулярно читать эту газету, чтобы быть заранее информированным о предстоящих плановых проверках, которые чаще всего проводятся комплексно (так называемые комплексные плановые проверки).

РАЗДЕЛ 4.

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОВЕТ ПО КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ

8 августа 1996 года Указом Президента Республики Узбекистан был создан Республиканский совет по координации деятельности контролирующих органов. Совет является центральным координирующим органом в сфере государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов. Решения Совета являются обязательными для всех органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля, в части проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов.

  1. Основные задачи Совета:

Координация деятельности контролирующих органов по вопросам осуществления проверок деятельности хозяйствующих субъектов.

Разработка координационных планов проверок, включая комплексные проверки, не допускающие дублирование деятельности контролирующих органов.

Сокращение общего числа проверок деятельности хозяйствующих субъектов, а также разработка мер по совершенствованию системы организации проверок с целью их упорядочения и сокращения.

Осуществление контроля за деятельностью контролирующих органов в части соблюдения координационных планов проведения проверок.

При необходимости предпринимателю рекомендуется обращаться в Республиканский совет по координации деятельности контролирующих органов для получения дополнительной информации.

  1. Контрольные функции контролирующих органов, осуществляемые без дополнительного согласования с Советом.

Плановые проверки утверждаются Советом. Однако некоторые контролирующие органы имеют нижеуказанные контрольные полномочия, которые они могут использовать без дополнительного согласования с Советом или его территориальными комиссиями: (9)

Контроль за целевым использованием и возвратом кредитов, выданных Центральным и коммерческими банками, выдавшими указанные кредиты.(10)

Мониторинг источников загрязнения (инструментальный отбор проб выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду на источниках загрязнения промышленных предприятий, почв, сточных и поверхностных вод на объектах, согласованных с Советом).(11)

Контроль соответствия качества строительных работ строительным нормам и правилам, республиканским стандартам, ГОСТам и техническим условиям.(12)

Проведение анализа влажности и засоренности зерна, находящегося на складах хлебоприемных предприятий, мельниц и элеваторов путем отбора проб по спискам, согласованным с Советом.(13)

Ликвидация предприятий.(14) Данная проверка в основном осуществляется налоговыми органами.

Контроль исполнения решений суда.(15)

Контроль соблюдения условий лицензионных соглашений испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными и лицензированными Узстандартом, осуществляемый при необходимости, например, при поступлении дополнительных сведений о некачественном проведении испытаний, сертификации, использовании неисправного оборудования и т.д.(16)

Оказание правовой помощи по выполнению договорных обязательств, а также обеспечение защиты прав предпринимателей.(17)

Инспектирование за состоянием безопасности ведения работ и перевозки грузов на объектах, согласованных с Советом.(18)

Контроль за целевым использованием средств государственных фондов Министерства финансов.(19)

Сведения о вышеперечисленных контрольных мероприятиях, проводимых контролирующими органами без дополнительного согласования с Советом (или его территориальными комиссиями), не включаются в ежеквартальные сведения о проводимых проверках, а по итогам года Совету предоставляется обобщенная информация о реализации этих контрольных функций.

РАЗДЕЛ 5.

ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

  1. Управление по защите прав предпринимателей Министерства юстиции Республики Узбекистан

Управление по защите прав предпринимателей было создано в 2000 году, является структурным подразделением Министерства юстиции Республики Узбекистан и имеет отделы в территориальных органах юстиции.(20)

Основные задачи Управления

Основными задачами Управления и его территориальных отделов являются следующие:

Обеспечение контроля за строгим соблюдением всех законодательных и нормативных актов по регулированию деятельности и оказанию поддержки вновь создаваемым и действующим субъектам предпринимательства.

Внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства по защите прав предпринимателей, созданию благоприятных правовых и организационных условий для образования и эффективной деятельности предприятий частного сектора.

Обеспечение контроля за законностью осуществления проверок со стороны контролирующих органов, принятие мер по восстановлению нарушенных прав субъектов предпринимательства.

Осуществление мониторинга всех фактов незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, пассивного саботажа со стороны государственных структур и чиновников, местных органов власти и управления. По каждому факту таких нарушений — внесение предложений по привлечению виновных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.

В случае нарушения прав предпринимателя или неправомерного вмешательства контролирующих органов в хозяйственную деятельность субъектов малого и частного бизнеса предприниматель может немедленно сообщить о факте нарушения в органы юстиции.

ПАМЯТКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Права и обязанности предпринимателей, права и обязанности контролирующих органов

Каждый предприниматель должен знать и соблюдать свои права и обязанности

ПРАВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ*:

Располагать соответствующей информацией о проведении проверок их деятельности.

Требовать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов решение специального уполномоченного органа или его территориальных подразделений, другие документы, являющиеся основанием для проведения проверки, знакомиться с документами, удостоверяющими личность проверяющих.

Не допускать к проверке лиц, не имеющих оснований для ее проведения, не выполнять требования проверяющих должностных лиц контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки.

Получать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов один экземпляр документа, отражающего результаты проверки, в срок до 10 дней после окончания проверки.

Обжаловать результаты проверки в порядке, установленном законом.

ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ**:

По законному требованию проверяющих органов предъявлять материалы и документы, необходимые для осуществления проверки, допускать их к объектам проверки, оказывать содействие проверяющим в исполнении их обязанностей.

ЧТО НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ:

В случае обнаружения проверяющими нарушений или фактов несоблюдения законодательства в работе хозяйствующего субъекта они имеют право предпринять все необходимые меры в соответствии со своими полномочиями, направленные на устранение выявленных нарушений. В то же время проверяющие или другие уполномоченные должностные лица не имеют права использовать факт нарушения закона для вмешательства или иного ограничения законной деятельности проверяемого субъекта предпринимательства***.

Любые действия проверяющих или иных должностных лиц проверяющего органа могут быть обжалованы в установленном порядке в суде или путем подачи жалобы в вышестоящий контролирующий или иной компетентный орган, например, в органы юстиции.

Персональная ответственность, вплоть до уголовной, за соблюдение установленного порядка проведения проверок возлагается законом на руководителей и уполномоченных лиц проверяющих органов.

Предприниматель может требовать через суд полного возмещения причиненных в результате незаконного вмешательства в его деятельность убытков, включая возмещение реального ущерба, упущенной выгоды, а также компенсации морального вреда от виновного должностного лица контролирующего органа.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕРКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ПРЕДЕЛАХ СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИМЕЮТ ПРАВО****:

Требовать от проверяемых хозяйствующих субъектов необходимую документацию и другую информацию, непосредственно связанную с проведением проверки.

Выдавать проверяемым хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

Ставить перед соответствующими органами государственной власти и управления, собственниками хозяйствующих субъектов вопрос об ответственности виновных лиц.

Привлекать в установленном порядке к проверке на договорной основе аудиторские организации и (или) экспертов.

Налагать в предусмотренных законодательством случаях финансовые или административные взыскания.

Вносить в Совет представление о переносе срока проведения плановых проверок при наличии объективных на то оснований.

Законные требования должностных лиц контролирующих органов обязательны для исполнения проверяемыми хозяйствующими субъектами.

19.07.2015